Евросоюз разрешил уполномоченному российскому банку проводить платежи за транзит нефти через Украину по нефтепроводу «Дружба» до конца 2022 г., сообщил 23 августа «РИА Новости» советник президента «Транснефти» Игорь Демин.
«Регулятор в Брюсселе после ситуации с непрохождением платежей проинформировал наш банк, через который мы проводим обязательные платежи по транспортировке, что они дают нам добро на проведение всех платежей до конца года», — рассказал представитель «Транснефти».
От дополнительных комментариев «Ведомостям» Демин отказался. В сообщении не уточняется, о каком именно банке идет речь, но ранее платежи шли через Газпромбанк (ГПБ).
Проблемы с оплатой транзита нефти через Украину возникли в начале августа на фоне санкций ЕС из-за СВО. С 4 августа «Укртранснафта» остановила транзит по южной ветке нефтепровода «Дружба» в сторону Венгрии, Чехии и Словакии, потому что российская сторона не смогла оплатить прокачку. В «Транснефти» тогда поясняли, что направленный через ГПБ платеж вернулся на счет компании.
10 августа венгерская нефтегазовая компания MOL заявила, что сама оплатила транзит нефти через Украину. Также платеж на себя взяла и словацкая Slovnaft. В тот же день «Транснефть» сообщила о возобновлении прокачки по южной ветке «Дружбы» в направлении Словакии и Венгрии. В итоге Словакия получила первые литры российской нефти, поставленные по этому трубопроводу, 10 августа, Чехия — 12 августа. Плату за транзит нефти в Чехию внесла польская PKN Orlen, владеющая несколькими чешскими НПЗ, сообщал Reuters со ссылкой на оператора трубопровода MERO.
По северной ветке трубопровода «Дружба» нефть поступает в Польшу, Германию и страны Прибалтики, по южной — в Чехию, Венгрию и Словакию. По данным «Транснефти», экспорт нефти в дальнее зарубежье по «Дружбе» в 2021 г. составил 35,9 млн т. В феврале компания сообщала, что планирует увеличить прокачку до 45,5 млн т в год.
Общее потребление нефти в Словакии в 2021 г., по данным BP и расчетам «Ведомостей», составило около 86 000 барр./сутки, или 4,2 млн т в год. Венгрии в 2021 г. требовалось около 171 000 барр./сутки, или 8,5 млн т в год, Чехии — около 200 000 барр./сутки, или 9,9 млн т в год.
С декабря 2022 г. планируется запретить поставки российской нефти, а с февраля также и нефтепродуктов. Временное исключение предусмотрено для стран ЕС, которые получают российскую нефть по трубопроводам. Также временное исключение из эмбарго получат Болгария и Хорватия, которые получают нефть по морю.
Ограничения, введенные ЕС на импорт российской нефти, поддерживают цены на высоком уровне. Цена барреля несколько снизилась с пиковых значений начала июня, когда бочка Brent торговалась выше $120. С 18 августа цена на Brent на бирже ICE держится на отметке выше $96/барр. Во вторник цена октябрьских фьючерсов выросла до $97,36/барр., или на 0,9% к закрытию торгов в понедельник.
Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что проблемы с оплатой транзита появились из-за требования ЕС проверять платежи в евро со стороны отдельных российских компаний через европейские банки. По его словам, платеж «Транснефти» в пользу «Укртранснафты» не прошел, поскольку регулятор ЕС к тому моменту не разработал сам механизм проверки. «Как только это стало проблемой для европейских стран, они попытались надавить на Брюссель, и регламент быстро был принят», — добавил он.
Но к этому моменту Словакия и Венгрия сами оплатили транзит нефти через Украину. Юшков предположил, что ранее нефтяные компании переводили деньги «Транснефти», чтобы та оплатила транзит через Украину. «Теперь российские компании, которые распоряжаются нефтью и продают ее европейцам, не будут платить за это “Транснефти”, а включат такие платежи в стоимость самой нефти», — описал он возможную схему взаиморасчетов.
Аналитики Центра развития энергетики (ЦРЭ) согласны, что платеж за транзит через Украину, скорее всего, будет учтен в стоимости нефти, в том числе поставляемой в адрес компаний MOL и Slovnaft, сообщил представитель ЦРЭ. По их мнению, регулятор ЕС «с большой долей вероятности» продлит разрешение переводить деньги через российский банк и на 2023 г., поскольку ЕС не заинтересован в прекращении поставок российской нефти по «Дружбе». Эксперты ЦРЭ отмечают, что, даже если разрешение не продлят в следующем году, венгерская MOL может сама платить Украине за транзит, как это уже было сделано в августе.