Проектные параметры у всех линейных зерновых элеваторов одинаковые. Каждый предполагает полный цикл обработки зерна: приемку, взвешивание, очистку, сушку, хранение и упаковку для дальнейшей транспортировки.
Комментируя проект, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев напомнил, что из-за сложившейся геополитической ситуации российские компании вынуждены переориентировать поставки продукции с Запада на Восток. И в этом смысле у сибирских и дальневосточных регионов есть существенное территориальное преимущество, необходимое для развития инвестиционного и экспортного потенциала.
— Таким образом, будет выстроена прямая логистическая цепочка формирования крупных партий — от закупки их у аграриев до отправки напрямую через «сухой» терминал на рынки Китая и других азиатских стран, — в свою очередь отметил новосибирский губернатор Андрей Травников.
В Новосибирской области элеваторный комплекс появится в городе Каргате. Директор Агентства инвестиционного развития региона Александр Зырянов пояснил, что ключевую роль в выборе площадки сыграла близость к железнодорожной станции. После процедур согласования под строительство элеватора выделят земельный участок площадью около 40 гектаров.
В 2021-м в регионе произвели рекордные 3,38 миллиона тонн зерна, в этом году, по информации областного минсельхоза, его должно быть не меньше. Около четверти урожая прошлого года — 780 тысяч тонн — новосибирские аграрии отправили на экспорт. В числе импортеров — 18 стран, включая КНР, Монголию, Пакистан, Бангладеш, ОАЭ, Турцию, Японию, Великобританию. Всего сельхозпроизводители готовы поставить в другие субъекты РФ и за рубеж до 1,8 миллиона тонн зерновых и масличных культур.
Однако транспортные затраты сельхозпроизводителей, отправляющих зерно на экспорт, высоки из-за отдаленности от портов и погранпереходов. Создание сети линейных элеваторов будет способствовать решению этой проблемы.
В Кузбассе элеватор построят в Беловском городском округе. Это географический центр региона с удобной транспортной развязкой, что делает объект экономически привлекательным для производителей зерна и зернобобовых культур из разных районов. Селянам, как утверждают инициаторы проекта, гарантирован выгодный сбыт выращенной продукции. Ведь чем короче транспортное плечо, тем ниже себестоимость доставки и выше чистая прибыль производителя. Учитывая то, что речь идет не только о сокращении логистических цепочек, но и четкой организации перевозок.
— Пуск объекта будет способствовать развитию сельского хозяйства и увеличению объема производства залежных земель в регионе, — добавил генеральный директор ООО «Новый сухопутный зерновой коридор» Сергей Пушкин.
В прошлом году в Кузбассе также собрали рекордный урожай зерна: 1,7 миллиона тонн в амбарном весе — на 13,3 процента больше, чем в 2020-м. Это максимальный показатель за последние десять лет. По урожайности зерновых и зернобобовых Кузбасс, наряду с Красноярским краем и Томской областью, вошел в тройку регионов-лидеров СФО.
Впрочем, в правительстве региона подчеркивают, что в Иркутской области группа компаний НСЗК готова применить механизм контрактного производства — авансирование хозяйств на проведение посевной и уборочной под будущий урожай по фиксированной стоимости зерна. Такой подход, уточняют власти, может привести к расширению посевных площадей, увеличению урожайности и росту валового сбора зерна в полтора раза к 2035 году.
Линейный элеватор планируют построить в Куйтунском районе. И это не первый крупный комплекс, который появится в Иркутской области. С 2020 года в Заларинском районе сооружают элеватор вместимостью 100 тысяч тонн, при котором планируют открыть завод по переработке масличных культур мощностью 50 тысяч тонн в год. Причем перерабатывать планируют не только рапс, но и лен.
Отметим, что Иркутская область крайне заинтересована в экспорте пшеницы — и продовольственной, и фуража (ячменя, рапса). По словам областного министра сельского хозяйства Ильи Сумарокова, региональные власти многое сделали для того, чтобы включить Приангарье в список аккредитованных экспортеров зерна в Китай. Чтобы пройти сертификацию на соответствие санитарным нормам КНР, аграриям надо было доказать не только высокое качество самого зерна, но и подтвердить хорошие условия его хранения, фасовки, погрузки и перевозки. Для этого региональный минсельхоз компенсирует 70 процентов затрат предприятий на покупку зерносушильного, зерноперерабатывающего оборудования, строительство складов для хранения зерна. В прошлом году иркутские сельхозпроизводители приобрели по программе более 30 зерносушилок и свыше 40 единиц зерноперерабатывающей и зерноочистительной техники.
С этой точки зрения появление крупных элеваторов, которые обеспечат не только переработку и должное хранение зерна, но и станут агрегаторами, способными собрать малые объемы с фермерских хозяйств и обеспечить крупные поставки на экспорт, идеально вписываются в планы области. Тем более, что зарубежные контрагенты, прекрасно зная об острой нехватке мощностей для хранения урожая, сбивают цены порой ниже, чем на внутреннем рынке.
— Ты договариваешься о цене весной и рискуешь не меньше фермера — зерно может не уродиться, или, наоборот, будет отличный урожай, цены упадут и получится, что ты переплатил. Но осенью фермеру кто-то предложит на сто рублей больше за тонну, и он с легким сердцем продаст весь урожай. А на твои претензии: «Вот же договор, где зерно?» — просто предложит вернуть деньги. А у тебя уже заключены договоры с контрагентами на поставку, тебе нужна продукция, — рассказал на правах анонимности один из предпринимателей.
По всей видимости, и властям, и аграриям, и новым предприятиям, готовым скупать и хранить зерно, предстоит сформировать новую практику в агросекторе.