Полный вперёд. Когда Волга и Кама станут доступнее для пассажиров?

Проблема пассажирского флота в РТ созрела и перезрела — какие перемены его ждут.

В Татарстане началась перезагрузка пассажирского флота — эту новость в республике ждали давно, как дачники, добирающиеся на «ОМиках» и «Метеорах» до своих садовых участков, так и любители речных круизов. В целях активного развития пассажирских перевозок водным транспортом и увеличения туристического потока создана государственная компания «Флот Республики Татарстан». Скоро ли почувствуют на себе перемены татарстанцы и гости республики, узнавал «АиФ Казань».

На подводных крыльях.

В навигацию прошлого года в пригородном сообщении было перевезено 330 тыс. пассажиров, это меньше на 1,2% сравнению с 2021-м. Но уже к 2025 году пассажиропоток планируется увеличить до 500 тыс. человек в год, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов на недавней пресс-конференции. Для решения этой задачи создана АО со 100-процентным участием Республики Татарстан — «Флот РТ».

В начале июня новому АО уже были переданы скоростной «Метеор-2020» и водоизмещающее судно А-217. На Зеленодольском заводе им. Горького тем временем строится второе пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор-2020», его «Флот Татарстана» получит уже в ближайшие недели.

«Стоит задача, чтобы судостроение достигло уровня тех лет, когда на заводе выпускали по 10−12 пассажирских судов в год. К 2025 году получим в общей сложности 6 судов. У “Флота РТ” будут пассажирские флотилии, причальная инфраструктура, дебаркадеры», — нарисовал перспективы Фарит Ханифов.

«Метеор» отправится в Болгар.

Сегодня на территории республики пригородными перевозками на водном транспорте занимаются АО «Татфлот» и Производственное объединение нерудных материалов «Набережные Челны». Новая компания «Флот РТ» начнет свою работу во время навигации 2024 года, информируют в региональном миндортрансе. У её руля встал Роман Лизалин, тот самый капитан «Арабеллы», который в 2011 году пришёл на помощь тонущему судну «Булгария», благодаря чему спасли 79 человек. (Трагедия случилась на Волге, когда во время грозы «Булгария» зачерпнула открытыми иллюминаторами забортную воду и затонула, погибло 122 человека. — Прим корр.).

В адрес имеющейся частной компании — «Татфлот» — не раз звучали нарекания в области организации перевозок.

«Услуги, мягко говоря, не дотягивают до современных требований по комфорту для пассажиров и на самих судах, и на суше (продажа билетов, наличие на пристани кафе, мест для сидения, где можно подождать транспорт)», — отмечают казанцы в соцсетях.

Но в нынешнем году «Татфлот» по-прежнему будет заниматься пригородными направлениями. За новым АО, по словам Романа Лизалина, расширение социальных перевозок. Свежеобретённые «Метеоры» могут выйти на маршруты из Казани по Волге уже во второй половине июля. Эти скоростные суда станут обслуживать направление «Казань — Болгар», а судно А-217 намечено поставить на маршрут «Казань — Свияжск». Сейчас ведётся обкатка судов, обучение команды.

Но в первую очередь новому объединению ставят задачу перезагрузки речного туризма.

«Планируем расширять внутренний и внешний туризм, работа уже идет полным ходом. Мы будем заниматься и круизными межрегиональными перевозками», — сказал Роман Лизалин.

Радикальный ремонт дебаркадеров.

«Раис Татарстана Рустам Минниханов принял решение о выделении беспрецедентных средств», — прокомментировал Фарит Ханифов создание АО «Флот РТ», которое имеет уставный капитал 2 млрд руб. Деньги, по его словам, будут направлены на ремонт имеющихся судов «Москва» и «ОМ», по два-четыре теплохода в год, а также на обновление причальной инфраструктуры. Особенно это касается дебаркадеров.

«К их ремонту нужно будет подойти радикально, потому что электрика, конструкции часто уже не несут, — отметил он. — А вот железобетонное основание сохраняется хорошо. В год планируется ремонтировать два-три дебаркадера».

И наконец, новость для пассажиров, которые, устав толпиться в очередях, давно ждут продажи билетов в онлайн-формате: «Флот РТ» с первого дня будет продавать билеты через Интернет.

МНЕНИЕ.

Заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии КНИТУ-КАИ, к. э. н. Мансур Сафаргалиев:

"Перезагрузка речного флота критически необходима. Наш регион обладает мощными водными артериями, по которым можно и грузы транспортировать, сберегая асфальт, и пассажиров перевозить. Есть потенциал для кратного увеличения трафика.

Про речной туризм разговор отдельный — с воды открываются удивительные по красоте виды на берега Волги и Камы, и туристические центры в где-нибудь Европе и Азии давно «продали» бы их, создав на реке центры притяжения. Если говорить о турах в Москву, Питер и за границу, как правило, всегда есть предложения прокатиться на теплоходах или речных трамвайчиках, так почему мы в РТ мало используем такую возможность?

Кроме того, качественный и безопасный речной флот — важная часть межрегиональной коммуникации. Что касается пригородных перевозок, имеющиеся «ОМы» и суда «Москва» с нагрузкой не справляются. Я сам до дачи на Верхнем Услоне добираюсь из Казани речным путём и вижу, каким переполненным бывает транспорт, когда бы он не курсировал — хоть утром, хоть вечером. Сами суда требуют замены или модернизации, поскольку служат по 50 лет и более. Кстати, и паромы, отправляющиеся из Старого Аракчино, 1970-х годов производства.

Обновления ждут также пристани. В том же Верхнем Услоне, к примеру, она в плачевном состоянии, и если мы хотим развивать туризм, в инфраструктуру тоже нужно вкладываться. И, конечно, хочется надеяться, что цены на круизы будут доступными и для татарстанцев.

Наша республика заслуживает развитого кораблестроения. В КНИТУ-КАИ обучают этой специальности, и выпускники получают двойной диплом (второй — знаменитой питерской «корабелки»). Однако молодые специалисты оставаться в РТ не хотят, уезжают в северную столицу. Нужны стимулирующие меры, чтобы сохранить их для Татарстана. Словом, отрасль требует большого внимания: рационального подхода и стимулирования постоянного развития".

МЕЖДУ ТЕМ.

Речной туризм в РФ ожидает перезапуск в связи с реализацией программы комплексного социально-экономического развития расположенных на Волге субъектов — «Великий Волжский путь». Она охватит как минимум 16 регионов России. Об этом сообщил руководитель рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма комитета Госдумы Алексей Волоцков.

«Великий Волжский путь» объединит крупнейшие туристические центры Поволжья, раскрывая самобытность каждого из регионов, сказал он. В числе этих субъектов Санкт-Петербург, Московская, Астраханская, Тверская, Ярославская и другие области, а также республики Дагестан, Чувашия, Калмыкия, Татарстан.

Географически программа «Великий Волжский путь» охватывает европейскую часть России с высокой плотностью населения и наличием большого количества промпредприятий.