Нижегородская область готова вернуть статус речной столицы Волги

Для организации постоянного пассажирского сообщения на территории волжского бассейна требуется 25 «Метеоров» и 51 «Валдай».

Источник: Время

Вклад речного транспорта в обеспечении развития экономики страны был и остается весьма существенным. Достаточно напомнить, что по итогам 2022 года, внутренним водным транспортом перевезено более 116 миллионов тонн грузов и более девяти миллионов человек. Одновременно это сложное и разноплановое хозяйство. Например, на текущий момент в России эксплуатируется 12 700 судов, в том числе 1289 пассажирских и более 10 тысяч грузовых судов, включая буксиры, а также более одной тысячи нетранспортных судов. А есть еще сложнейшая инфраструктура обеспечения речного судоходства и перевозок. К сожалению, 90-годы оказали свое пагубное влияние и на эту отрасль экономики.

Сегодня основные направления развития речного судоходства определяет Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В результате вопросы развития речного судоходства стали регулярно рассматриваться не только на уровне отраслевых министерств и ведомств, а находится на контроле у главы государства. 20 июня прошло очередное заседание у президента по вопросам состояния и развития речного судоходства. Выступил на этом заседании и нижегородский губернатор Глеб Никитин.

Его участие в работе этого совещания определялось рядом факторов. Прежде всего, Нижний Новгород традиционно считается столицей волжского бассейна и всегда был крупным центром речного судоходства.

На весь мир известен завод «Красное Сормово», весь мир признает, что первое серийное производство крылатых судов было осуществлено именно в Нижнем Новгороде.

Также важно отметить, что нижегородский регион одним из первых приступил к поиску оптимальных решений транспортных проблем. Самое главное, в предлагаемых решениях пришлось отказаться от попыток решить проблемы путем частичных улучшений отдельных недостатков. Проблемы развития речного судоходства носят системный характер и могут решаться только путем создания новой системы предоставления транспортных услуг. Остановимся на пассажирских перевозках. Именно они сегодня определяют степень узнаваемости и привлекательности города.

Нижегородская область активно развивает речное судоходство по ряду направлений. Глеб Никитин справедливо выделил три основные категории судоходства, которые положены в основу региональных программ: внутригородское прогулочное или рейсовое судоходство, пассажирское межгородское и межрегиональное скоростное судоходство и круизные суда, способные совершать длительные переходы с комфортом для пассажиров. Одновременно включен в федеральную программу проект модернизации Городецкого гидроузла. Работы по этому проекту уже ведутся. Эта модернизация призвана обеспечить глубоководный судовой ход на протяжении всего течения Волги.

Нельзя обойти вниманием и проблему речного флота. Например, если говорить о круизных теплоходах, то сегодня средний возраст имеющихся на Волге круизных судов — 51 год, всего их в эксплуатации 129 единиц. Поэтому актуальными становятся вопросы строительства новых теплоходов. И, надо отметить, Нижний Новгород и в этом вопросе оказывается активным участником.

На базе компании «Красное Сормово» начато производство крупных круизных теплоходов. Первый из них «Мустай Карим» уже получил признание россиян.

Сегодня завершается производство следующего теплохода этой серии «Петр Великий». Параллельно заложен первый из трёх судов нового проекта «Карелия» на 180 человек. Специально для Нижнего Новгорода построен колёсный теплоход-ретро, и еще один строится. Этот проект призван воссоздать атмосферу старинного Нижнего Новгорода времен Нижегородской ярмарки и тем самым привлечь дополнительные потоки туристов.

Однако приоритетным направлением остается возрождение скоростного пассажирского речного транспорта. Если внутригородское прогулочное или рейсовое судоходство на малые расстояния осуществляется тихоходными судами, то для эффективного сообщения между муниципалитетами требуется тип судов со скоростью до 60−65 км/ч. Для решения этой задачи и предназначено пассажирское межгородское и межрегиональное скоростное судоходство. И наш регион уже три года развивает собственную флотилию скоростных судов на подводных крыльях.

Напомню, 26 июля 1957 года, по свидетельству современников, «Ракета-1» вышла в свой первый рейс Горький — Москва, чтобы показать себя участникам Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Путь от причала заводского затона в Горьком до речного вокзала в Москве занял 15 часов. Тысячи москвичей и зарубежные гости с восхищением встречали «Ракету» в столице, которая открывала парад судов на реке Москва.

25 августа 1957 года «Ракета-1» начала регулярные перевозки на пассажирской линии Горький-Казань. Сейчас этот памятный день отмечается как «День скоростного флота России». «Ракета-1» проработала на Волге 30 лет, и, как подсчитали специалисты, прошла 1 803 740 км и перевезла 2 313 620 человек.

Всего же за период с 1957 по 1976 годы было построено 402 «Ракеты». До начала 90-х годов крылатых судов всех модификаций было произведено 1500 единиц. Это больше, чем было произведено в других странах мира вместе взятых. Однако в 90-х годах суда на подводных крыльях перестали выпускать и за короткий промежуток времени они исчезли из жизни россиян и нижегородцев.

В советское время скоростные речные суда использовались как общественный пассажирский транспорт регионального уровня. Метеоры и ракеты курсировали в Казань, в Ярославль, в Васильсурск… Радиус их действия был ограничен лишь одним фактором — длиной светового дня. В темное время скоростные суда не ходили.

До скоростных судов граждане пользовались пароходами, которые вставали на каждой пристани, захватывая пассажиров с мешками и баулами, они шли очень медленно и долго. А суда на подводных крыльях позволили преодолевать те же расстояния за несколько часов. В 2009 году закрыты практически все пассажирские, в том числе и скоростные, перевозки, за исключением Нижний Новгород — Бор (водоизмещающий флот) и Нижний Новгород — затон им. Калинина (скоростной флот). Причина — отсутствие средств в бюджете на дотацию убытков. Окончательно, пассажирский водный транспорт в Нижнем Новгороде умер в 2013 году — не вынес конкуренции с наземным транспортом. Компания «Водоходъ», которой был передан весь речной флот, из-за нерентабельности закрыла последние дотируемые социально-значимые маршруты на затон им. Калинина и Бор.

Хорошо помню время, когда «Ракеты» и «Метеоры» курсировали по Оке и Волге, и народ предпочитал душному автобусу и пыльной дороге поездку по реке — это было и быстро, и комфортно. Самым вместительным среди судов на подводных крыльях был «Метеор», который мог взять на борт более ста пассажиров — тем не менее, и он всегда был заполнен. Поэтому вполне объяснима радость жителей нашего региона, когда в акватории Нижнего Новгорода снова появились суда на подводных крыльях.

Мы смогли запустить собственный проект производства серии судов на подводных крыльях и, тем самым, поддержали возрождение уникальной отечественной технологической и производственной школы, которая сформирована в ЦКБ имени Алексеева. Сегодня для нижегородцев и гостей города стали уже привычными поездки на скоростных судах «Валдай — 45». Постоянно расширяется география их использования.

Отметим, что «Валдай» — это для внутриобластных перевозок или для поездок в ближайшие города, а для межобластных перевозок требуются суда типа «Метеор» на 100 пассажиров. Наличие достаточного количества таких судов позволит обслуживать весь волжский бассейн от Рыбинска до Астрахани. По масштабам целей узнается почерк команды губернатора. Как отметил Глеб Никитин, что все уже проанализировано и подсчитано.

Накоплен достаточно богатый опыт и уверенно можем сказать, что этот вид транспорта востребован именно в части регулярного сообщения, а не только в качестве аттракциона для туристов. Имеется финансовая и операционная модель, которую регион может тиражировать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок. По заявлению Глеба Никитина, для обеспечения скоростного речного пассажирского сообщения от Астрахани до Рыбинска требуется 25 «Метеоров» и 51 «Валдай». Кому-то из наблюдателей такие планы показались излишне амбициозными. Однако почему планы не должны быть амбициозными?

Важно, что губернатор никогда не берет данные с потолка; он озвучивает планы, которые действительно впоследствии реализуются. И если он что-то сказал президенту, то все это выверено до последней единички. Апробация имеющихся скоростных судов прошла успешно, география предоставления ими услуг расширяется, просчитана потребность — и сегодня понятно, что для ее удовлетворения требуется именно 76 судов.

Еще одним важным направлением развития речного судоходства оказалась разработка судов на электротяге. По аналогии с электромобилями разработаны и представлены электросуда. Мы видели, что в Москве президенту Путину были представлены электрические речные трамвайчики. Они получили высокую оценку. Протяженность Москвы реки в границах города несравнима с акваторией Волги и Оки в нашем городе. Поэтому идея речных трамвайчиков у нас не прижилась. С другой стороны, еще в сентябре прошлого года суда на электрической тяге были представлены председателю Госдумы Вячеславу Володину. Речь идет о прогулочном судне «Соталия». Одновременно был представлен и электрокатамаран «Экоходъ».

Комфортабельный двухпалубный катамаран «ЭкоходЪ 2», рассчитанный на 130 пассажиров, 16 июня 2023 года совершил первый прогулочный рейс в акватории Нижнего Новгорода. По мнению разработчиков и производителей, запуск современного электрокатамарана на прогулочных маршрутах в акватории Волги — важный шаг на пути к обновлению флота и развитию туристической инфраструктуры.

Таким образом, Нижний Новгород не только не отстает от основных тенденций развития речного флота, но и в ряде направлений оказывается пионером, и речной транспорт уже вписывается в общую схему общегородского пассажирского транспорта.