Острый дефицит кадров. На Дону импортозамещение требует рабочих рук

В Ростовской области растёт популярность рабочих профессий.

Источник: Правительство Ростовской области

Производству, сельскому хозяйству и другим сферам экономики всё больше нужны сотрудники рабочих профессий. Особенно от их нехватки страдают предприятия, ответственные за импортозамещение.

Чтобы привлечь кадры, работодатели вынуждены поднимать зарплаты, что в свою очередь повышает престиж рабочих специальностей. Каким именно предприятиям требуются рабочие? Охотно ли дончане занимают свободные вакансии? Разбирался rostov.aif.ru.

Новый тренд на рынке труда.

По данным портала hh.ru, в Ростовской области каждый месяц публикуется более 22 тыс. активных вакансий. Из них около 14 тыс. — в донской столице. С начала года в сфере строительства и недвижимости число рабочих предложений выросло на 36%, а в сфере транспорта и логистики — на 16%.

«Традиционно в колоссальном дефиците рабочий персонал: за год таких вакансий стало больше на 10%», — пояснила руководитель пресс-службы hh.ru Юг Алёна Манохина.

Почему от нехватки кадров страдают именно предприятия, ответственные за импортозамещение? Дело в том, что после полного или частичного ухода с рынка импортных компаний доступ к автоматизации производства и другим высоким технологиям на отдельных предприятиях просел. Эту нехватку приходится заменять ручным трудом. Специалисты считают, что мера эта временная, пока не появятся отечественные технологии, но продлиться она может не один год.

Проблема ещё и в том, что дефицит кадров рабочих специальностей на Дону случился не вдруг — сегодня он просто обострился. В Ростовской области на одну вакансию в среднем претендуют пять кандидатов, при этом по рабочим специальностям конкуренции практически нет. В итоге компанию для работы выбирает уже не работодатель, а соискатель — по уровню заработной платы, режиму труда, соцгарантиям и т. д.

Не последнюю роль играют и условия труда. Понятно, что работать комплектовщиком на тёплом логистическом складе гораздо легче и комфортнее, чем забивать сваи на стройке. К тому же, таким гигантам-маркетплейсам, как Ozon или Wildberries постоянно нужны кладовщики, комплектовщики, упаковщики и водители. В итоге дефицит кадров на стройплощадках, промпроизводстве и в АПК не покрывается так, как раньше. Чтобы удержать хотя бы своих сотрудников, работодатели вынуждены поднимать зарплаты.

Дело не только в зарплате.

Но повысить оплату труда работникам могут не везде. Одна из таких сфер — пассажироперевозки. В Ростове эта проблема давно перешла в разряд вечных: ростовчане жалуются на недостаток автобусов и то, что машины иногда просто сходят с маршрутов.

«Основной причиной недовыпуска транспортных средств на муниципальные маршруты по-прежнему является дефицит водительского состава (47%), — пояснили в администрации Ростова-на-Дону. — Принимаются меры по стабилизации уровня зарплаты, идёт набор специалистов через центры занятости населения».

Но зачастую компании-перевозчики просто не могут позволить себе выплачивать водителям достойную зарплату — большая часть средств уходит на топливо и запчасти. Поэтому многие водители ушли работать в такси или сферу грузоперевозок. Между тем, важна не только заработная плата, но и престиж профессии. В советское время было и то, и другое. Как вспоминают старожилы, когда-то на Дону существовала даже особая каста водителей пассажирского транспорта. И случайных людей там не было. Водитель автобуса зарабатывал в среднем 500 рублей в месяц. Это были очень хорошие деньги — больше, чем у пилотов.

Сегодня в сфере транспорта зарплаты гораздо скромнее, а требования очень высокие. К примеру, автоэлектрик-диагност электронных систем грузового и прицепного транспорта должен иметь практические навыки по диагностике и ремонту техники европейского производства. Выросли требования и к водителям. На такую высокоответственную работу качественный специалист при мизерной зарплате не придёт. А те деньги, что сегодня платят водителю автобуса, он может заработать в сетях «Магнит», «Пятёрочка» или каком-нибудь логистическом центре.

Найти друг друга.

Между тем, потребность в рабочих специальностях — это вовсе не какая-то новая тенденция. В отдельных отраслях она существовала всегда. В том числе и в СССР с его развитой системой профориентации и подготовки рабочих кадров. Сегодня работодателю и соискателю найти друг друга помогают различные ярмарки вакансий и мероприятия служб занятости населения. Так на Дону с начала этого года при содействии региональной службы занятости трудоустроились почти 16 тыс. жителей области. Сегодня в банке вакансий Ростовской области более 51 тыс. позиций. Больше всего предложений о работе от организаций в сферах обрабатывающих производств, промышленности, транспорта, здравоохранения, образования, строительства, сельского хозяйства и электроснабжения. Работодатели ищут квалифицированных рабочих — водителей, швей, токарей, электромонтёров, слесарей и механиков различных специальностей.

«Я обратился в центр занятости населения, чтобы помогли найти работу. По направлению центра прошёл профессиональное обучение профессии оператора котельной. Работы не боюсь. На ярмарку пришёл в поиске подходящего для себя места работы. Здесь же, на площадке ярмарки, прошёл собеседование с представителем АО “Сальский кирпич”. Работаю обжигальщиком 6-го разряда», — рассказал житель города Сальска Владимир Иваницкий. Мужчина нашёл подходящую вакансию на региональном этапе Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей».

Покажите, что вы умеете.

Кризис — время возможностей. Кто не слышал этой фразы? По прогнозам аналитиков, дисбаланс на рынке труда уже в ближайшем будущем заставит многих задуматься о смене профессии. На Дону среди выпускников вузов много юристов, экономистов, маркетологов, а производственников и рабочих не хватает. Тем, кто не сможет найти работу по прямому профилю, придётся осваивать новую специальность.

«Сегодня работодатель всё чаще требует наличие конкретных профессиональных навыков и технических компетенций. Таких, которые соискатель может наглядно продемонстрировать, а работодатель проверить и оценить, — поясняет менеджер по подбору персонала одного из ростовских предприятий Ольга Панова. — Помните, как говорил режиссёр в одном советском фильме? “Я буду снимать вас, а не ваш диплом”. В наше время молодёжь учат грамотно составлять резюме — это правильно. Но мы в первую очередь смотрим на то, что человек умеет делать. Не гипотетически, не вчера, а здесь и сейчас».

А ещё специалисты советуют выбирать будущую профессию более прагматично и взвешенно, ориентируясь на рынок труда. Рабочие, строители, водители, производственники, технологи, специалисты АПК будут востребованы и желанны для большого числа компаний. Поэтому начать карьеру именно с рабочей профессии сегодня может быть вполне разумно и выгодно.

Мнение власти.

Заместитель губернатора Ростовской области Андрей Пучков:

— Региональные площадки ярмарки трудоустройства стали центром притяжения работодателей и соискателей. Их главная цель — помочь работодателям приоритетных для экономики предприятий Дона удовлетворить кадровую потребность, а жителям региона — найти работу по душе.

Мнение работодателя.

Генеральный директор АО «Крымское АТП» Андирас Поповян:

— Я бы с радостью поднял заработную плату. Но с чего поднимать? Нашу рентабельность давно похоронили. А по экономически обоснованному тарифу сегодня никто не платит. Чем перевозчик может компенсировать выпадающую разницу? Если нельзя сэкономить на налогах, топливе или тарифе, то на чём экономить? Отвечу. На зарплате, ремонте и несвоевременном обновлении подвижного состава. Это чревато потерей кадров и качества подвижного состава. Мы пробовали готовить для себя кадры сами. Договорились о сотрудничестве с филиалом таганрогского проф­техучилища, которое готовило автослесарей и автомехаников. Оборудовали у себя классы, выделили мастерские для практики, и три года студенты здесь учились. По 30 человек в каждой группе. Я был председателем выпускной госкомиссии. В итоге ни один мальчик не остался на производстве!