Как рождаются бренды: истории узбекистанок, которые решились открыть собственные магазины детской одежды

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Наверное, практически каждая женщина хоть раз представляла себя хозяйкой собственного магазина одежды. Схема такого бизнеса на первый взгляд выглядит весьма просто: закупить одежду или отшить, а потом продавать товар во взятом в аренду помещении. Но, не все так просто, как кажется. Каков этот путь: от мечты до воплощения, с чем могут столкнуться женщины, решившие пойти в этот бизнес, и на чем можно «погореть», Шахноза Турабекова узнала у владелиц собственных магазинов детской одежды в Ташкенте.

Источник: Podrobno.uz

Ставка на бренд и качество.

Один из известных местных брендов, который хорошо знают многие женщины, — это Niña Reina (Нинья Рэйна), что в переводе с испанского означает «Маленькая королева». Его основательница Саидахон Саидова начала свой путь в этом бизнесе в 2018 году, будучи мамой двоих прекрасных дочек. Первые платья создавались именно для них.

«Когда моей старшей дочери исполнилось четыре, а младшей два годика, я поняла, что пора выходить из декрета и заняться самореализацией. Я окончила Вестминстерский университет в Ташкенте по направлению “Управление бизнесом”, и решила совместить любимое хобби — создавать наряды со своей специальностью. Как-то раз моей старшей дочке дали главную роль злой тучки на утреннике, где она должна была быть в центре внимания. Тогда я не смогла найти костюм, который бы мне понравился, и решила сама создать вручную нарядную “юбку-тучку”, украсив также стразами футболку», — пояснила наша героиня.

Потом была свадьба брата, на которую Саида снова не смогла найти красивые платья для дочерей по критерию «цена-качество». Она вспоминает, как ездила по магазинам в городе, там было много турецких и китайских платьев, но крой и пошив оставляли желать лучшее за свои $100 и выше.

«Тогда я подумала, что для выхода на один раз это дорого, тем более что платья не были с “вау-эффектом”. Все это была цеховая работа, а хотелось что-то эксклюзивное», — сказала она.

Сначала Саида решила обновить знания по кройке и шитью детских нарядов. Когда-то она уже училась создавать женскую одежду на курсах школы Burda. Отучившись, наша героиня поняла, что для запуска производства недостаточно своей практики в шитье. Поэтому девушка стала искать настоящих профессионалов швейного дела, людей, у которых «рука набивалась десятилетиями». Так, начался процесс поиска швей, тканей, интересных идей.

Как рассказала Саида, все это делалось очень медленно, вперемешку с обязанностями келинки и мамы, без амбиций делать бизнес ради денег. Спустя почти год был создан логотип, открыты странички в соцсетях, распечатаны первые бирки. Параллельно она пробовала отшивать первые платья у разных швей на дому. В октябре 2019 Саида провела первую фотосъемку всего лишь двух фасонов и загрузила их в Instagram.

"Я думала продажи пойдут сразу же, ведь красное платье было просто идеальным. Цена была смешная для наряда с такими дорогими тканями. Оказалось, что бренд был неизвестный, а стоимость все равно не как у масс-маркета, — поделилась предпринимательница.

Поворотным моментом в бизнесе стала новое предложение Саиды — эксклюзивное платье для Эльзы, популярной диснеевской принцессы.

«Я угадала тренд, сходив с дочками на новый мультик и воодушевившись платьем Эльзы. Очень быстро я предложила рынку свой вариант образа этой принцессы. На него у нас случился настоящий бум, так как еще никто не продавал подобные модели. Мамы, несмотря на то что бренд был неизвестный, а платье стоило недешево, начали их покупать, так как дочери очень хотели быть похожими на Эльзу», — рассказала хозяйка Niña Reina.

Первые клиенты забирали вещи у ворот дома Саиды. Люди все время спрашивали: где примерить? Домой впускать посторонних она не хотела, а магазина не было. Потом все-таки она смогла выделить 300 долларов на аренду первого крошечного подвального помещения, оно было, по ее словам, очень некомфортным. Спустя какое-то время магазин переехал в другое, тоже маленькое место, но более уютное, где успешно проработал почти год. В сентябре 2022 года у бренда появился свой шоу-рум в Ташкенте.

«У этого помещения очень дорогая аренда, это меня с самого начала тревожило, так как маржа с детских платьев по-прежнему оставалась низкой, мне пришлось добавлять дополнительно женский пошив одежды», — пояснила Саида.

Первые вложения в бизнес четыре года назад составили 1000 долларов, которые предпринимательница взяла у супруга.

«Дальше я уже просто крутила все с оборота, продавала и вкладывала. На прибыль бизнес вышел только спустя два года. Можно было бы сразу вложить много денег и раскрутиться, но практика показывает, что очень мало брендов выживает на данном этапе. Я вижу, как многие открываются и закрываются через несколько месяцев, потому что они не просчитали все нюансы, вложили слишком много денег, а продаж в итоге нет», — отметила она.

Стратегия развития Саиды заключалась в поэтапном движении, бизнес рос потихоньку. В настоящее время он снова претерпевает изменения — увеличивается ассортимент магазина, нужно больше людей в команде. Сейчас в него не страшно вкладывать большие деньги, потому что он устойчивый.

Исходя из своего личного опыта, Саида советует тем женщинам, которые хотят создавать свое дело в этой сфере, очень тщательно все просчитать. Не стоит рассчитывать сразу на прибыль, если вы запускаете собственное производство, знайте, что это очень затратное дело. Да и с арендой в центре города можно попасть впросак — деньги будут ежемесячно отчисляться, а бизнес стоять на месте.

«В торговле ведь все зависит от спроса. Можно разработать свою собственную коллекцию, отшить ее, но вещи “не зайдут” покупателям, и продажа встанет. Но если угадать с желаниями клиентов — это другое дело», — отметила она.

С перепродажей вещей из Турции или Китая проще, чаще всего этот товар ликвиднее и очень быстро продается. Самое простое решение, это покупать вещи в упомянутых странах и продавать их на Uzum. На этой площадке можно даже не вкладываться в таргетинговую рекламу. В то время как Instagram все время требует затрат на эти цели. Ежемесячно магазин Niña Reina тратит на таргет порядка 300 долларов, вдобавок к этому отдельно оплачиваются услуги smm-менеджера, онлайн консультанта и мобилографа.

Для раскрутки бизнеса в мире моды все-таки хорошо иметь базовое представление о шитье и кройке. Саида призналась, что за четыре года не раз сталкивалась с попытками швей халтурить в пошиве и спорить по кройке изделий. Только благодаря личному опыту она может сразу увидеть асимметрию изделия, разницу в цвете, перекосы в построении лекала, а это позволяет держать планку качества.

Еще одним из важных факторов построения успешного бизнеса для женщины является поддержка. Ее всегда морально поддерживала младшая сестра и помогала верить в себя.

«Я пережила немало кризисов в работе, но благодаря моей семье, я все прошла, сама выросла как личность, а бренд выстоял и сумел очень хорошо вырасти, — призналась предпринимательница. — Главное, не опускать руки и не сдаваться раньше времени. Девушкам я могу посоветовать — заниматься только тем, что им действительно нравится делать, не ставя прибыль во главу угла. Когда делаешь из любви и большого энтузиазма, обязательно придет успех».

Заколки и наряды собственного производства.

До открытия магазина Zakolochki.uz Альбина Сагдиева три года на дому самостоятельно изготавливала заколки и продавала их онлайн.

«До сих пор помню, как впервые зашла в магазин рукоделия и приобрела первый лист фоамирана и клей-пистолет. Я потратила тогда 30 тысяч сумов. У меня тут же получились заколочки, которые я выставила в свой личный инстаграм. Мои знакомые стали просить сделать такие для них. Вначале я дарила заколки и мне было приятно, что моими изделиями кто-то заинтересовался. Но позже я решила, что пора начать продавать», — поделилась она.

Каждый раз Альбина вкладывала свою выручку в дело, приобретая все больше и больше сырья, необходимого для производства продукции.

«В какой-то момент я решила шить платья, так как мои двойняшки стали подрастать. Мне хотелось одеть их нестандартно, собрав полный лук, таким как я его себе представляла. Просто купить такую одежду тогда было невозможно», — отметила она..

Платья стали востребованы, подписчицы сразу же поддержали ее в начинаниях, наряды стали разлетаться, как горячие пирожки. Соответственно, домой за товаром стало приезжать все больше людей. Альбина поняла, что пора открывать магазин для удобства клиентов. Начался поиск места, потом его обустройство.

По ее словам, сегодня zakolochki.uz особо в рекламе не нуждается, сейчас ее роль активно выполняет так называемое сарафанное радио.

«Я крайне редко даю рекламу в соцсетях, можно сказать где-то раз в год. Понимаю, это возможно минус, но основной своей рекламой считаю деток в моих платьях и их довольных мамочек, которые обязательно порекомендуют мой магазин своим близким», — отмечает предпринимательница.

Ткани и фурнитуру для своих изделий Альбина использует в основном привозную. По словам предпринимательницы, это, конечно, накладно, но это дает уверенность, что, приобретая качественный товар, клиент не разочаруется после первой стирки, а затем обязательно вернется снова.

Чтобы быть уверенной в продажах своего товара, лучше заходить на рынок через онлайн-магазин, считает Альбина. Именно такой подход помог ей в свое время начать бизнес.

На вопрос с чем придется столкнуться женщинам, решившим открыть свое дело, Альбина отметила высокую конкуренцию. «Чтобы выдержать ее, предпринимательницы должны быть оригинальными, идти в своем направлении, иметь изюминку. Учитывая, что все мои изделия ручной работы, для меня важно вдохновение, и чтобы не было выгорания, здесь также важная поддержка семьи, близких людей», — сказала она.

Как мама-блогер решила одевать малышей.

Идею открыть магазин детской одежды блогеру Камилле Махсудхоновой (kamilla.maxhan) предложила ее близкая подруга, которая часто по рабочим делам бывала в Турции.

«Она мне всегда говорила, что турецкие детские вещи очень классные, доступные и шикарного качества. Там всегда можно найти что-то из органического хлопка, то, чего у нас в Узбекистане до последнего времени не было», — рассказала Камилла.

Ее подруга была уверена в успехе этой идеи, так как Камилла — профессиональный маркетолог и умеет продавать через интернет.

Некоторое время, признается наша собеседница, она сомневалась, так как у нее тогда вообще не было представления об одежде для детей. Что можно было предложить узбекистанским мамам? Такие сомнения не оставляли ее вплоть до того времени, пока Камилла сама не стала мамой.

«Когда у меня родился сын, я поняла, что магазин точно нужен. Мы скинулись с подругой по 1000 долларов, сделали закуп и начали продавать. Я просто сделала пост в своем блоге, что открыла магазин одежды для малышей в возрасте до 2 лет. Это была первая реклама. На наше счастье, начинали мы свое дело перед Новым годом, закупили товар именно с новогодней тематикой и у нас все выкупили», — отметила собеседница.

Подруга Камиллы через какое-то время просто физически стала не успевать заниматься проектом и продала свою долю ей. Сейчас моя собеседница — полноправная хозяйка проекта sugarbabies_uz, которому в ноябре исполнится год.

«Я постоянно учусь, беру консультации у специалистов, девушек, которые имеют опыт в Retail, но пока к офлайн-магазину не созрела, потому что это большие вложения. Мой выбор открыть онлайн-магазин был очевиден. Сейчас я нахожусь в декретном отпуске, у меня на руках маленький ребенок, с ним сложно быть все время в городе. А онлайн — это моя стихия, я шесть лет проработала в сфере digital-маркетинга, поэтому мне легко даются продажи через интернет. Кроме того, в своем блоге я проводила опросы среди мам и пришла к выводу, что в основном они покупают вещи малышам онлайн. Это естественно, у них нет времени ходить по магазинам. Признаться честно, я сама до сих пор ничего своему ребенку не купила в офлайн-магазине», — поделилась Камилла.

Будучи хозяйкой онлайн-магазина, она также столкнулась с вопросом от покупателей: где можно примерить и посмотреть товар? Пока это можно сделать только на месте, при доставке. Камилла не исключает, что в будущем может начать искать какое-то помещение, но не торопится с этим. Ведь тренд на онлайн-продажи в Узбекистане только набирает обороты.

«Сейчас у нас очень развиваются маркетплейсы. Да, очень многие освоили Uzum, Wildberries, заказывают онлайн за рубежом, ждут посылки. Я считаю, что тренд на переход покупателей в онлайн просто очевиден. Поэтому я не особо переживаю, что у меня нет офлайн-точки. Думаю, что онлайн — это ниша, которая еще будет развиваться в Узбекистане. Такой формат выгоден и в плане налогообложения для начинающих предпринимателей», — отметила собеседница.

Вся выручка с продаж сейчас у предпринимательницы снова идет в бизнес. В последние два месяца Камилла начала не только закупать и перепродавать, но и производить свои изделия. Это аксессуары, пледы, полотенца для пляжа, конвертики на выписку.

«Постепенно учусь работать с производственным рынком. Туда приходится вкладывать больше сил и времени. Нужно искать материал, специалистов, отдельно платить за лекала, пошив. Естественно, никто не застрахован от непредвиденных издержек, оттого, что кто-то сделает не так, или испортит товар. Но я все равно хочу попробовать дальше идти в эту сферу и посмотреть, что из этого выйдет», — поделилась она.

Камилла советует тем, кто решил вложиться в такой бизнес, вообще забыть на некоторое время о сумме, которая была инвестирована. Деньги вы точно сразу не отобьете, а оборот нужно будет увеличивать. Поэтому все вырученные средства будут уходить на новый закуп.

«В любом бизнесе есть сезонность. С продажами одежды — это особая тема. У моего магазина есть два основных направления, по которым идет прибыль. Первое — стабильное. Это продажи одежды для новорожденных, так как этот процесс нескончаемый, такая одежда востребована каждый день, потому детей у нас в стране рождается много детей. Второе направление — это сезонная одежда и тут важно опередить конкурентов, вовремя предложить что-то новое на рынке. К примеру, сейчас август, а я уже продала целую партию дождевиков на осень, потому что родители уже сейчас думают, что скоро осень, и надо закупаться заранее. Еще один немаловажный момент — это большие праздники, под них тоже надо угадать, что именно будут брать и вовремя сделать предложение покупателям», — пояснила Камилла.

Отдельно стоит упомянуть качество товаров. Для категории покупателей «мамы» — это архиважный пункт.

«Так как первый закуп делала моя подруга, которая лично побывала на фабриках в Турции, у нас сложился определенный список лучших брендов. Спустя какое-то время у меня была такая ситуация, когда я попробовала новую фирму, закупилась, а мне не понравился товар, ведь я всегда все пробую, как мама, сначала на своем ребенке. И знаете, что — я не стала продавать ни одну вещь из этой партии», — рассказала Камилла.

Героиня признается, что часто видит женщин, которые, как и она, хотят вложиться в свой магазин детской одежды.

«Это естественно. Почему они так делают? Я могу это понять, потому что опять-таки мы крутимся, вертимся в этих детских вещах постоянно и нам кажется, что детских вещей все время не хватает. Мы ищем, где купить и, кажется, что магазинов мало. Тогда девочки начинают открывать свои магазины, но, по сути, потом через полгода они бросают это дело, потому что не успеваю. На это, во-первых, влияет нехватка знаний, все застревают на мертвой точке, не сумев распродать товар. Во-вторых, нет реального анализа рынка. У многих все идет по наитию, интуитивно. Поэтому открываются и закрывается сотни магазинов ежемесячно», — отметила Камилла.

Она также напомнила, что в любом начинании для женщины важна поддержка семьи, без этого никак, особенно, если у вас на руках малыш. В ее случае, всегда на подхвате любящий и понимающий супруг и родители.

Одежда из Англии и свой шоурум.

Магазин детской одежды Шохиды Набиевой называется mom.loveuz. Как признается предпринимательница, сначала она и не думала о том, чтобы открыть собственный шоу-рум, только спустя время эта идея стала частью ее жизни.

«Я мама четырех детей, долгое время была занята их воспитанием, домашними делами. При этом моя мама хотела, чтобы я чем-то занималась, она стала говорить, чтобы я открыла свой бизнес, была готова помочь финансово. В тот момент я не была готова и очень сильно боялась. Но в один прекрасный день решилась и сделала это — зарегистрировала в инстаграме страницу своего онлайн-магазина. Потом сделала заказ и начала продавать», — поделилась девушка.

Шохида призналась, что с детства была шопоголиком, очень любила вещи, а уже став мамой, получала большое удовольствие от покупок для своих детей.

Спустя полгода предпринимательница поняла, что хочет уже не только интернет-продажи, а свое отдельное помещение, потому что вещей становилось больше. Кроме того, магазин — это всегда еще и живое общение. Поэтому у Шохиды появилась идея создать такое место в городе, куда могла бы прийти мама с детьми, отдохнуть от быта, поболтать и не торопясь выбрать вещи. Сейчас в шоурум приходят в основном по звонку, и все внимание получает клиент, оказавшийся внутри этого пространства.

Стартовая сумма вложений у предпринимательницы составила 500 долларов. Их, как и обещала, дала мама героини. Спустя 2,5 года в обороте магазина 15 тысяч долларов.

По словам Шохиды, для любой вещи есть свой покупатель. В начале в месяц она могла продать 10−15 вещей, сейчас в месяц эта цифра составляет 80−100 вещей.

«Конечно, я иногда просила и прошу финансовой помощи у супруга, но потом деньги я стараюсь возвращать. Всю выручку до сих пор вкладываю в бизнес, нужно, чтобы был хороший ассортимент», — рассказала она.

Предпринимательница также поделилась, что в каждом сезоне есть один мертвый месяц, когда продаж совсем мало. Обычно продажи идут хорошо в начале месяца, когда люди получают зарплату, а в конец месяца идет спад. Продажи также, конечно, зависят от цены вещей, в Узбекистане, как мы все знаем, народ любит товар подешевле. Однако законы рынка диктуют свои условия — у качественной вещи не может быть низкая цена.

«Для меня качество вещей играет самую главную роль, поэтому мои клиенты возвращаются ко мне и это для меня самая высокая оценка», — отметила предпринимательница.

В месяц она заказывает вещи в пределах 500−1500 долларов, выкупает их из Великобритании. Продвигает свой магазин Шохида практически без рекламы. Сама настраивает таргет и признается, что пока с ним не очень подружилась. Тратить она на таргетинговую рекламу в соцсетях 50−100 долларов в месяц.

На вопрос с чем может столкнуться женщина, которая также решит открыть свой магазин, Шохида ответила, что иногда могут опускаться руки, когда ты вкладываешь душу, финансы и не видишь отдачи. Но это временное состояние, потому что все бросить тоже уже тяжело.

«Мой шоурум — это мой пятый ребенок и ему пока два с половиной года. Я буду поднимать его на ноги, несмотря на все трудности. Самое главное для тех, кто мечтает пройти этот путь, не придать свою мечту, ставить цели и идти к ним, но в промежутке между построением бизнеса, воспитанием детей и домашних дел, женщине важно не забывать о себе», — отметила собеседница.

Все четыре истории наших героинь говорят о том, что не надо бояться пробовать идти в бизнес, но лучше подходить к этому процессу грамотно, не сорить деньгами, а идти вымеренными шагами и не бояться совершать ошибки. А поддержка близких людей — хорошая мотивация, чтобы каждый день идти дальше. Женский бизнес — дело тонкое, но весьма увлекательное. А у нынешних мам есть все возможности, чтобы реализовать свои самые смелые мечты.