Сезон охоты на зайцев. Какие изменения ждут пермяков в сфере транспорта

Реформа пермского общественного транспорта уже позади, однако изменения продолжаются. Это касается способов ловли «зайцев» и оплаты проезда, обновления подвижного состава. Чего ждать пермякам в ближайшее время?

Минус кондукторы, плюс контролёры

Недавно пермяки были шокированы цифрой, озвученной городским департаментом транспорта: за полгода в Перми насчитали около 25 миллионов безбилетников. Это более 20% пассажиропотока, который составил 115 миллионов человек. «Вот тебе и отказ от кондукторов», — заохали горожане. В департаменте успокаивают: не все 25 миллионов — нарушители.

«Это просто разница между данными с датчиков (которые считают входящих и покидающих транспорт пассажиров) и валидаторов. При этом нужно понимать: даже когда были кондукторы, эта цифра не равнялась нулю, а составляла 5−6% пассажиропотока, — рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. — Кроме того, датчики считают пермяков, которые выходят на остановках, чтобы выпустить людей, а потом снова заходят в салон. Также они фиксируют пассажиров с правом бесплатного проезда (к примеру, дети в возрасте до 7 лет). Всё это входит в озвученные 20%. Более того, с помощью мобильных кондукторов мы выяснили, что 30% “зайцев” — это владельцы проездных, которые почему-то не подошли к валидаторам».

Сколько в 25 миллионах «чистых» безбилетников — в мэрии сказать пока не могут. Говорят: как раз анализируют информацию, собранную в том числе с помощью мобильных кондукторов, которых недавно решили ликвидировать. Эксперимент закончился. Мобильные кондукторы нашли «зайцев» и заработали меньше, чем планировалось. Трудиться себе в убыток никто не хочет. А поднимать им плату нерентабельно для бюджета. Поэтому в будущем решили «сосредоточиться на работе контролёров». Что это значит? Пока конкретного ответа нет.

«Формируется бюджет 2024 года, есть ряд вопросов, связанных с численностью контролёров. За год-полтора город перешёл на бескондукторную систему оплаты проезда, при этом количество контролёров выросло несущественно. Следует увеличивать штат. Также мы понимаем, что работа эта достаточно напряжённая и связана с конфликтными ситуациями. Нужно, чтобы зарплата соответствовала степени стресса», — рассказал Анатолий Путин.

Кроме того, есть задумка расширить полномочия контролёров. Сейчас они могут требовать документы, но не имеют права задерживать «зайцев». При конфликтах вызывают Росгвардию. Чтобы добраться до автобуса, нужно время. «Зайцы» убегают.

«Мы планируем подготовить инициативу по доработке федерального законодательства, чтобы расширить полномочия контролёров в части ограничения выхода безбилетника из салона до прибытия спецслужб. Это нужно обсуждать, потому что здесь есть правовой вакуум», — говорит Анатолий Путин.

Хорошая новость — штрафы для безбилетников увеличивать пока не будут, поскольку сейчас их размер (2500 рублей — за первое нарушение, 5000 рублей — за второе) ещё превышает стоимость проездного (1783 рублей). Изменения коснутся механизма взыскания. Уведомления о штрафах уже начали высылать на «Госуслуги», что повысило собираемость. В планах — интеграция с ресурсами службы судебных приставов. Это позволит списывать средства со счетов должников.

На работу с гармошкой

Изменения нас ждут также в плане новых маршрутов и подвижного состава. В этом году запустят автобус № 66 — от перекрёстка улиц Налимихинской и Грушевой до улицы Героя Лядова и школы «Синтез» на улице Светлогорской.

Появится первый электробусный маршрут — № 81. Он пойдёт из микрорайона «Погода» через улицы Старцева, Героев Хасана, Комсомольский проспект до Перми II.

«Покупка электробусов стала возможна благодаря участию в федеральном проекте. 95% стоимости субсидирует правительство РФ. И это позволит нам в процессе постоянной эксплуатации оценить плюсы и минусы этого транспорта. Мы понимаем, что элетромобили дешевле с точки зрения топлива, экологичнее. Тем не менее, стоимость самой техники достаточно высокая. При этом срок амортизации электробусов больше, чем обычных автобусов. Нужно посмотреть, как будет окупаться этот вид транспорта», — рассказал Анатолий Путин.

В 2023—2024 годах обещают обновить 44 трамвайных вагона (два уже пришли) и снять с линии самые старые. А вот решения проблемы жуткой давки в транспорте в часы пик придётся ждать дольше. Контракты с перевозчиками, где прописаны требования к габаритам автобусов, будут действовать до 2025 года.

«Есть планы запустить автобусы особо большой вместимости, в простонародье — “гармошки”, — говорит Анатолий Путин.

Когда повысят плату за проезд?

В департаменте говорят, что это возможно не раньше 15 апреля 2024 года, поскольку предыдущее увеличение тарифа произошло 15 апреля 2023 года (чаще раза в год плату повышать нельзя).

Обсуждается ли сейчас вопрос повышения платы властями? По словам Анатолия Путина, нет. Он может появиться на повестке весной — после того, как подведут итоги работы транспортной отрасли в 2023 году.