На честном слове и на одном винте. Почему потерпел крушение теплоход «Булгария»

Катастрофа на Куйбышевском водохранилище 12 лет назад унесла жизни 122 человек.

10 июля в очередной раз отмечается трагическая дата — годовщина крушения дизель-электрохода «Булгария». В 2011 году на Волге погибли большинство пассажиров судна, отправившихся в двухдневную турпоездку по реке по маршруту «Казань — Болгар — Казань». Из 201 человека, находившихся на борту, утонули 122.

«АиФ Казань» снова вспоминает обстоятельства и причины катастрофы.

Принял крещение и отправился в Болгар.

«Из министерства соцзащиты мне звонили, приглашали на траурное мероприятие в Сюкеево. Но я не поеду. Родные и раньше были против, потому что однажды стало плохо с сердцем, а теперь слепота на один глаз добавилась, — сетует казанец Геннадий Игнарин, врач-педиатр с 25 -летним стажем, отличник здравоохранения, а сейчас пенсионер. На “Булгарии” утонул его 36-летний сын Иван. — Нас, родственников погибших, все меньше… Чаще всего созваниваемся с Гульнарой Назаровой. У нее тогда утонул маленький Руслан. А не так давно она похоронила мужа, ему 44-й год шёл. Хорошо хоть дети ее сейчас отвлекают — двое сыновей у Назаровых родились уже после катастрофы».

Геннадий Иванович возвращается мыслями в июль 2011 года. Иван отправился в поездку один — хотел в Болгаре отдать дань памяти предкам-мусульманам, как обещал бабушке со стороны мамы. Он из межнациональной семьи, и буквально перед поездкой принял крещение. Жена Ивана, к счастью, не поехала, осталась с двумя малышами на базе отдыха. Детям было тогда 3 года и 6 лет.

В то воскресенье Иван должен был вернуться и заняться отпускными делами — с понедельника выходил на отдых. Остался листочек с записями о планах. А от поездки — промокший телефон с солнечными фотографиями.

144 заседания суда.

После гибели сына Геннадий Иванович не смог больше работать. В надежде добиться справедливого наказания для виновных в ЧП он посетил 144 (!) заседания суда. В цифре уверен, потому что вел записи с заседаний. Обстоятельства трагедии он тоже знает детально.

Роковую роль сыграла гроза, которая разыгралась на Куйбышевском водохранилище. Под порывом ветра судно, возвращавшееся из Болгара в Казань, накренилось на правый борт и зачерпнуло волжскую воду. Через распахнутые из-за жары иллюминаторы заливалось 50 тонн воды в минуту, выяснила в августе 2011-го Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Стремясь защитить судно от шквала, капитан Александр Островский поставил «Булгарию» носом к ветру, но поворот вызвал повторный завал на правый борт. Теперь в минуту заливалось уже 125 тонн воды в минуту, отметила комиссия. Судно затонуло за три минуты, не дав шансов выбраться большинству пассажиров. В списке жертв оказалось 28 детей и 9 беременных женщин.

Попадание воды на борт судна само по себе не редкий случай, но грамотные маневры дают возможность поправить положение. «Булгарию» подвел сломанный двигатель и ошибки экипажа — во время ЧП оказался выключенным и действующий двигатель. Поломок же на судне было столько, что команда, говорят, отказывалась отправляться из Болгара в Казань в ненастье. Но желание заработать заставило хозяев бизнеса принять иное решение. Этим объясняется и значительный перегруз: вместимость «Булгарии» составляла 152 человека, но на борту оказались 163 пассажира, это кроме 38 членов экипажа.

Отчего в ненастье были открыты иллюминаторы? (Причем даже в машинном отделении, хотя будь они закрыты хотя бы там, воздушный пузырь удержал бы на некоторое время судно на плаву). Всё ли сделала для спасения людей команда? — ответы на эти и другие вопросы Геннадий Игнарин и его товарищи по несчастью пытались прояснить в суде.

Выжившие члены экипажа оправдывались в СМИ после происшествия — спасти много людей было невозможно, потому что большинство пассажиров просто не смогли выбраться из внутренних помещений: выходов на палубу было только два, и возле них скопились заторы из людей. Хорошо, не подвели спасательные плоты: самонадувные поплавки «выстреливали» из глубины. Но до них ещё нужно было добраться по волнам, поднявшимся под шквалом. Экипаж, мол, помогал людям рассаживаться.

Но и члены команды, и эксперты сходились в том, что состояние судна было плачевным: не работали важнейшие узлы (проблемы с двигателями не дали возможности дойти до ближайшей отмели), сбоила рация (не удалось отправить сигнал бедствия).

Подвели и коллеги: два грузовых судна прошли мимо терпящих бедствие туристов. Одно из них якобы приблизилось настолько близко, что видно было двух стоящих в рубке людей. Недогадливых капитанов отдали под суд.

Капитан «Булгарии» Александр Островский погиб во время ЧП, так же как и его сестра, которая тоже была в поездке. Его нашли в рубке, он оттуда во время ЧП так и не вышел.

«Безопасность судна не была обеспечена».

Многие родственники погибших, члены команды и обычные татарстанцы, следившие за историей с «Булгарией», и сейчас не могут заставить себя подняться на борт туристических теплоходов. Но трагедия на Волге вынудила поменять отношение к безопасности речных перевозок — правила были ужесточены.

В 2014 году Московский суд Казани огласил приговоры виновным. Как установил суд, субарендатор теплохода Светлана Инякина не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. В результате безопасность судна не была обеспечена. Теплоход по своему техническому состоянию не мог быть признан годным к плаванию, но субарендатор получила свидетельство о годности к плаванию.

Был осуждён и Яков Ивашов, старший эксперт камского филиала Российского речного регистра. Он выдал компании «Аргоречтур» одобрение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Ему дали 5 лет колонии за злоупотребление должностными полномочиями.

Огласили приговор также начальнику отдела Ространснадзора Иреку Тимергазееву (по статье УК «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия», срок — 6 лет) и инспектору этого ведомства Владиславу Семёнову (та же статья, 5 лет).

Старший помощник капитана Рамиль Хаметов был осуждён на 6,5 лет колонии по статье УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»). О неоднократных поломках он знал, но не принял мер к прекращению эксплуатации теплохода, подчеркнул суд.

Взятки гладки.

Каждый виновный в ЧП должен был заплатить потерпевшему по 200 тысяч рублей. Однако на деле перечисляет деньги лишь житель Пермской области Яков Ивашов, рассказывает Геннадий Игнарин. Сейчас он ежемесячно переводит примерно по 900 рублей. Ивашов по-прежнему единственный, кто принес извинения за гибель сына, прислав письмо из колонии. Рамиль Хаметов за 12 лет демонстративно перевёл лишь 1 копейку.

«Исполнительные производства прекращены — либо имущества не имеют, либо местонахождение должника неизвестно. Интересно, что я знаю, где вероятнее всего скрывается Рамиль Хаметов — в городе Дашоуз Туркменистана, а судебные приставы нет», — иронизирует Игнарин.

Ему тяжело бывать в квартире, которая помнит сына и жену, с которой Геннадий Иванович прожил всю жизнь и потерял недавно. Когда может, он старается уехать на дачу, пока есть зрение хотя бы на один глаз.

В семье эхо той июльской трагедии тянется и спустя годы. Четыре года назад дочь Ивана Игнарина, умницу и отличницу, нашли под окнами многоэтажки. Ей было всего 15. «Был бы жив отец… “.

Близкого контакта с сыном Ивана, сейчас он подросток, у Геннадия Ивановича нет. Утешает только общение с семьей старшего сына. Внуку уже 30, а правнучке 9 лет. «Дедуля белый» — называла она Геннадия Ивановича, будучи малышкой. А еще доктора радует, что не забывают маленькие пациенты, которые сами уже стали дедушками и бабушками. Их у него тысячи.

Журналисты «АиФ Казань» составили Книгу памяти «Булгарии», записав истории погибших пассажиров, среди которых Лейсан Терёшина, вышедшая замуж за две недели до ЧП и ждавшая ребенка, пятилетние двойняшки, погибшие вместе с бабушками, 9-летняя поэтесса и многие другие. Найти истории можно на сайте kazan.aif.ru по тегу «Дело Булгарии».