Репортаж из школы Сибири, где всего один учитель

Все уроки преподает одна учительница.

Источник: Аргументы и факты

Эту школу власти каждый год грозятся закрыть. Учеников — по пальцам пересчитать, один учитель. Экономически невыгодно. Но всё-таки оставляют. Способные и талантливые ребята выпускаются. Да и все в округе считают: пока живёт школа — жива деревня.

Все дороги ведут в школу

Деревня Можары находится в 30 км от райцентра, города Шарыпово, и почти в 370 км от Красноярска. И хотя Шарыповский район славится своими озёрами, дорога до деревни — особое удовольствие. Такое ландшафтное разнообразие мало где встретишь. Проезжаешь самое большое озеро в районе — Белое, оно простирается на 16 км. По дороге — и широкие поля, и лесистые горы. Кажется, что за деревьями начинается дикая природа, никакой цивилизации. Но нет, автобус сворачивает, и видишь село Шушь, а следом за ним — маленькую деревеньку Можары, на 170 человек.

Приезжаешь сюда ранним автобусным рейсом — и оказываешься в месте с жутковатой атмосферой. Выходишь на остановке: туман, тишина, видно только, как из труб деревянных домиков клубится дым. Чувствуешь на себе взгляды изредка проходящих мимо людей. Но здесь не заблудишься. Одна главная тропа, и она ведёт к школе.

«Мы вас ждали, проходите!» — с улыбкой встречает на полпути учитель младшей можарской школы Ольга Петровна Воротникова. Она здесь за главного. Само учебное заведение принадлежит селу Шушь и считается филиалом. А в Можарах Ольга Петровна — единственный учитель, заведующая и, можно сказать, душа школы.

«Я не директор, но как заведующая, за всё отвечаю, — начинает она свой рассказ. — Нас тут всего четверо. Я, повар, она же техничка — Маргарита, и два кочегара. Правда, у нас электрическое отопление и тёплые туалеты внутри (отмечает с особой гордостью). А печку оставили на случай сильных морозов».

Можарская школа размером с обычный жилой дом в деревне. Хотя ей 60 лет, выглядит опрятно. Ухоженный двор, площадка, милые дорожки. Позже в беседе Ольга Петровна признается, что хотелось бы более современное и технически оснащённое здание.

За бытовыми разговорами время подошло к занятиям, начали собираться ребята.

Не боятся что спросят «домашку»

Учитель и ученик здесь сильно связаны. «Все на месте, только Ромы нет, — волнуется Ольга Петровна и тут же набирает номер его родителя. — Здравствуйте, ваш Рома опаздывает, где он? Хорошо, ждём». Спустя пять минут мальчик на месте.

В школе учатся всего восемь детей. Двое учеников во втором классе и шестеро — в третьем. Расписание обычное. После четвёртого класса переводятся в соседнюю школу в Шушь.

«Я работаю здесь 17 лет, и это первый год, когда нет первоклассников. Но зато на следующий год их будет целых восемь! Не думайте, что учеников становится меньше. Всегда по-разному. Был год, когда я всего одну девочку учила. Сейчас она живёт напротив, отличница».

Атмосфера в школе домашняя. Дети очень отличаются от городских. Здесь не увидишь недовольных лиц из-за того, что начался урок. Ученики не боятся, что спросят «домашку». Все ребята бегут на занятия с горящими глазами. На мой вопрос: «А не надоедаете ли вы друг другу?» — учитель негодующе отвечает: «Да вы что, мы уже родные люди!».

Но сложности есть. Так как урок проходит сразу и для 2-го, и для 3-го класса, учителю приходится «жонглировать» между учениками. Уравнение решают в двух видах: посложнее и попроще. Одни читают медленно по слогам, другие — уже на скорость.

"За 20 лет стажа до работы в деревне такого не было. В городе ведь ведёшь одногодок. Когда сюда приехала, казалось диким вести сразу два класса. Ещё в привычной школе обычно шум, гам. А здесь всегда тишина. Дети шебутные, но играют на переменах, а на занятиях редко балуются. У меня с ними почти индивидуальное обучение. Успеваемость 100%. Не могут списать. Если необходимо, я работаю больше со слабыми.

Каждый год грозятся школу закрыть. Шушь рядом, туда на автобусе старшие детки ездят. Но я считаю, закрывать школу нельзя. Я и сама иногда устаю, думаю, не буду на следующий год работать. Но уже не могу без школы. Власти тоже понимают, что пока есть школа — жива деревня. Окна поменяли, сделали спортивную площадку. Интернет провели, правда, плохой. Да у нас и сотовая связь не везде ловит".

Дети без комплексов

Деревенские дети без комп­лексов. Могут о личном поговорить, обсудить, как в семье дела. Учитель смеётся: «Иногда делятся тем, чем не надо. Душа нараспашку». Почти все творческие. К примеру, третьеклассник Сеня на уроке изобразительного искусства неожиданно начал читать стихи.

«Я обожаю стихи и часто пою на переменах, — рассказывает он о себе. — Помимо учёбы дома отдыхаю, уроки делаю. Навещаю бабушку, помогаю ей по хозяйству: за коровами, овцами смот­рю, свиней кормлю».

Сеня и правда очень хозяйственный. Пока рисовал на уроке красками золотую осень, пролил грязную воду на пол. Молча встал, взял швабру и убрал. Видно, что для него это в порядке вещей, а не потому, что заставляют.

Между уроками дети рассказывали, что нравится в школе, а что хотели бы изменить. Все искренне довольны и обожают учителя. «Хочется, чтобы перемены были подольше», — добавила одна девочка, Катя.

Перемены и внешкольное время ребята любят, потому что можно заниматься творчеством. А можарская школа этим славится. Вместе с Ольгой Петровной дети осваивают искусство театра теней. А не так давно ученица представила на конкурсе рисунок, благодаря которому в деревне появилась новая дорожка с освещением.

«Долго ходили дети по неосвещённой тропе, страшно было. Школьница для проекта изобразила это место, и нам выделили деньги. Правда, их не хватило. Пришлось жителям скидываться. Кто 100 рублей, кто 3 тыс.».

На перемене дети играют во дворе на свежем воздухе под присмотром учителя. «Эти цветы мы вместе сажали, — показывает на клумбу тот самый непунктуальный Рома, — а это — лавочка примирения».

Здесь же на улице, когда теп­ло, проходят уроки физкультуры, и ведёт их тоже Ольга Петровна. А за школой — большая грядка помидоров и зелени — тоже дело рук учителя и её учеников. Ребята подбежали, сорвали свежий укроп, пожевали — и на урок! Такое возможно только в деревне…

«А если заболевают два-три человека, уроки отменяете для всех?» — интересуюсь я. Учитель задумалась: «А я не помню, когда последний раз у нас дети болели!».

Деревня возрождается

После уроков Ольга Петровна провела небольшую экскурсию. «Дорогу усыпали до Шарыпово, ездим без проблем в любую погоду. А детям от дома до школы недалеко. Если зимой холодно — всегда есть кому подбросить».

По статистике, людей становится в деревне меньше. В «Википедии» указано, что ещё несколько лет назад численность населения была около 300 человек, сейчас — 170. «Переписи нельзя верить. Есть те, кто прописан здесь, а по факту не живёт. Но как уезжают, так и приезжают! Все эти дома, — показывает на длинную улицу, — новые. Семьи жильё получают. Пять лет им надо в деревне отработать».

И всё-таки говорят, что деревня Можары со своей 200-летней историей ещё недавно умирала. Только пенсионеры доживали здесь свой век. Но сейчас тут подняли сельское хозяйство. Коренной житель, он же предприниматель, всё засеял зерновыми. Его работникам-аграриям и строят новые дома.

«Спортивный комплекс бы ещё заработал, — вздыхает Ольга Петровна. — Наш бизнесмен вместе с краевыми властями открывал его для всех. Но нас не пускают. А сразу за крайней улицей — большое поле с дикими ягодами. Далеко в лес идти не надо. Сейчас рядом можно и все виды грибов найти. Я сама из Шарыпово, у меня там квартира, а здесь дом. Обычно в малых городах и деревнях сплетников много, завистливых людей. Здесь не так. В Можарах люди добрые и отзывчивые. Обратно в город не хочу».