Ненужные кредиты и статус жертвы остаются хабаровчанам после сомнительных звонков

Телефонные аферисты используют отработанные годами схемы и придумывают новые способы обмана.

Источник: МК.RU Хабаровск

Денежный вопрос окончательно испортил хабаровчан, иначе как объяснить бесконечные попытки сохранить нажитой капитал по инструкция телефонных мошенников. Неизвестные убеждают горожан перевести деньги на безопасный счет и даже взять кредит, чтобы сберечь накопления. О нелогичности этой процедуры граждане задумываются, когда денег уже нет, а аферистов и след простыл.

На эмоциях горожане отдают накопления неизвестным, чтобы якобы помочь попавшим в трудную ситуацию родственникам. Тогда страхам есть вполне уместное объяснение — ничто человеческое не чуждо. Увы, как раз это самое «человеческое» и используют телефонные аферисты в своих целях. Их деятельность, как заболевание общества, от которого еще нет лекарства. Тем не менее, лечению оно поддается, и уже есть первые результаты. Как этот процесс происходит, рассказали в УМВД России по городу Хабаровску.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

По данным УМВД России по Хабаровскому краю, за девять месяцев 2023 года в Хабаровске возбуждено 1421 уголовное дело по фактам телефонного мошенничества. Это на 317 дел больше, чем за аналогичный период 2022 года. Было возбуждено 721 уголовное дело по фактам краж с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. По статистике, каждое седьмое в Хабаровске преступление — это дистанционное мошенничество или дистанционная кража денег с банковского счета. В первом случае человек, введенный в заблуждение, сам отдает деньги аферистам, во втором — деньги забирают без ведома их владельца при помощи приложений или специальных сервисов. Примерный ущерб в неделю составляет от семи до 15 миллионов рублей. Ранее в мэрии Хабаровска на заседании городской комиссии по профилактике совершения правонарушений в сфере информационных технологий отметили, что у жителей краевой столицы в целом было похищено более одного миллиарда 129 миллионов рублей с начала 2023 года.

ОТВЕТНЫЙ ХОД

Человек становится жертвой мошенников, когда переводит деньги. А до того идет тонкая психологическая игра не без актерского таланта. Расчет на то, что на том конце провода человек будет выбит из колеи, а значит, отдаст все, чтобы обратно в эту колею вернуться. В ход идут как проверенные годами схемы работы, так и новые способы воздействия. Мошенники примеряют разные роли и маски, представляются сотрудниками «Госуслуг», полиции, Роспотребнадзора, ГУ МЧС России, банков. Театр — не иначе, правда, платить за него приходится тысячи, а то и миллионы рублей. «Пострадавшие» рыдают в трубку так, что не у каждого полицейского, знающего все уловки аферистов наизусть, сердце выдержит. Что уж говорить за искренне сопереживающих граждан.

Станислав Мосев, майор полиции, начальник отделения по раскрытию преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий отдела уголовного розыска УМВД России по Хабаровску, рассказал о том, как идет противостояние телефонному мошенничеству. Особенность таких преступлений в том, что их невозможно раскрыть по горячим следам, тем не менее планомерная работа дает о себе знать. Например, аферистов, которые методично «качали» деньги из хабаровчан, задержали в Тамбове и в Екатеринбурге. Один из фигурантов ждет суда.

В Хабаровске ведется профилактика телефонного мошенничества на всех уровнях. Задействованы службы безопасности банков, органы власти, полиция и просто неравнодушные граждане. Найти универсальное средство пока не удается, новые жертвы телефонных аферистов все еще несут заявления в полицию. Однако тенденция к выздоровлению общества наблюдается. Станислав Мосев отмечает, что динамика небольшая, но факт ее наличия уже как достижение. Сами горожане сообщают полицейским о поступивших звонках и своих действиях: «Прервал разговор как учили».

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

На практике чаще всего хабаровчанам звонят мнимые сотрудники банка и предлагают, хотя, нет — требуют перевести деньги на безопасный счет. Напуганные горожане выполняют инструкции, и как только деньги поступают на счет, мошенники исчезают восвояси. Аналогично развивается история с фиктивными займами. Человек по телефону узнает, что на его имя якобы оформлен кредит, и его срочно нужно покрыть новым займом. Итог печален: кредит и статус жертвы есть, а денег нет.

Чтобы таких ситуаций стало меньше, полиция и банки пришли к соглашению. Суть его заключается в том, чтобы по определенным индикаторам выявлять потенциальных жертв мошенников. В городе такой подход уже опробован. Например, одна сотрудница банка сделала свой моральный выбор в сторону человека, а не премии. Менеджер заметила, что клиентка была напряженной, сбивчиво отвечала на вопросы, поведение отличалось от поведения других клиентов. В офис вызвали участкового, а он уже смог добиться от женщины внятных объяснений.

Телефонные аферисты запугали горожанку настолько, что под их влиянием она отказалась общаться с родственниками и пошла оформлять кредит. В конце концов ее смогли убедить не совершать поспешных действий и все-таки поговорить с близкими. Такой случай избавления от влияния аферистов для Хабаровска не единичный.

КРЕДИТ НЕ ОФОРМЛЯЛИ, А ОН ЕСТЬ

Одно дело, когда человек сам, пусть и под влиянием мошенников, взял кредит. Еще неприятнее выглядит ситуация, когда кредит был оформлен без согласия заемщика. Увы, мошенники не брезгуют и такими способами добычи денег. В этом случае есть шансы оспорить кредитный договор с банком, а платить по счетам будут сами мошенники, если будут пойманы.

В юридической компании «ЭРИЗ» со ссылкой на судебную практику отмечают, что признать кредитный договор незаключенным можно. В ходе одного из разбирательств заемщица-ответчик ссылалась на то, что предложение банка о заключении кредитного договора не направлялось, согласие на его заключение на указанных в нем условиях она не давала. При этом неизвестное лицо позвонило на горячую линию банка, переподключило личный кабинет ответчика на другой номер и с него взяло кредит. Верховный суд РФ пришел к выводу, что заключение договора в результате мошеннических действий является неправомерным действием, посягающим на интересы лица, не подписывавшего договор, и являющегося применительно к пункту второму статьи 168 ГК РФ лицом, права которого нарушены заключением такого договора. Соответственно, договор, заключенный в результате мошеннических действий, является ничтожным.

Факты это подтверждали: спорный абонентский номер никогда ответчику не принадлежал, волеизъявления на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей не было. Тем не менее финансовая организация, признанная потерпевшей стороной, настойчиво хотела взыскать долг с ответчицы, которая была такой же жертвой аферистов. Верховный суд неоднократно рассматривал дела, в которых банки пытались взыскать деньги со своих клиентов, пострадавших от действий мошенников. Вывод был один: нет воли на совершение сделки у одной из ее сторон, нет и сделки.

ЗАДУМАЙТЕСЬ

Жителей Хабаровска убедительно просят сохранять бдительность. Помните, сотрудники банков никогда не будут звонить по мессенджеру, требовать оформить кредит по телефону и перевести деньги на безопасный счет. Безопасных счетов в принципе не существует ни в одном банке. В таких процедурах не участвуют сотрудники полиции якобы в рамках оперативно-розыскных мероприятий. По финансовым вопросам нужно обращаться непосредственно в банк по телефону горячей линии или при личном посещении.

Прервать разговор нужно, если мнимый сотрудник банка просит скачать приложение и требует предоставить код доступа. Если звонят якобы родственники и просят перевести денег, положите трубку и перезвоните близким сами по известному вам номеру.