Большой праздник музыки. Чем удивит симфонический оркестр в будущем сезоне

Новый сезон обещает быть не менее ярким.

Незабываемый 40-й сезон Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса завершился. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» выяснил, каким он был и чего зрителям ждать после творческих каникул.

Сезон был незабываемым.

Ярким финалом сезона стал большой концерт для ценителей музыки. «По традиции, в концерты, открывающие и закрывающие сезоны, включаются произведения выдающихся композиторов Западной Европы и России», — отметила музыковед Ольга Гусева.

В первом отделении исполнили Четвёртый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена, солировал лауреат нескольких международных музыкальных конкурсов Константин Емельянов. Второе отделение было посвящено Петру Чайковскому: прозвучали симфоническая фантазия «Франческа да Римини» и «Славянский марш».

Для дирижёра Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса Василия Шульги прошедший сезон — дебютный. А потому, признаётся молодой человек, незабываемый: «У музыкантов очень большой опыт, и они делятся им со мной. Интересно общаться с людьми, которые сотрудничали со знаменитыми дирижёрами и с художественным руководителем оркестра — маэстро Тао Линь. Есть даже те, кто работает здесь на протяжении всех 40 лет».

Василий Шульга отмечает, что до сих пор находится под впечатлением от закрытия юбилейного сезона: «Предвкушение таких больших концертов всегда очень волнительно. Их ждёшь с нетерпением. Одно дело — репетиции, когда мы играем при пустом зале. Без публики нет той особой атмосферы, нет эмоционального подъёма. На репетициях, я думаю, такого невозможно добиться. Во время концерта оркестр начинает играть по-другому. Ты купаешься в музыке и чувствуешь поддержку зрителей. Это помогает двигаться дальше и делать хорошую музыку, не жалея сил. А после — есть маленькая грусть, что всё закончилось. Хотелось бы ещё и ещё повторить, несколько концертов подряд можно было бы давать».

О чём музыка?

Финальный вечер творческого сезона начался с Четвёртого фортепианного концерта Людвига ван Бетховена. Как пишет музыковед Михаил Друскин, его премьера состоялась 22 декабря 1808 года на последнем пианистическом выступлении автора. С 28 лет он страдал от прогрессировавшей глухоты. Несмотря на страшные приступы болезни и постоянный шум в ушах, композиторскую деятельность не оставил. Однако выходил на сцену гораздо реже, а позже и вовсе перестал солировать. Исполнить новое произведение он поручил Фердинанду Рису. Получив отказ, Бетховен обратился с этой же просьбой к Фёдору Штейну, но и его ответ был отрицательным. Автору ничего не оставалось — он сел за рояль сам.

Впервые в концертной литературе начальную фразу произносит солист. Такой приём с первых нот погружает слушателя в лирическую атмосферу первой части. Считается, что вторую композитор создал по мотивам мифа об Орфее и Эвридике. Певец приходит в Мир мёртвых и просит вернуть свою погибшую возлюбленную на землю. Бетховен позволяет услышать противостояние, которое заканчивается победой Орфея и без остановки переходит в радостную, светлую третью часть.

Далее оркестр исполнил фантазию Чайковского «Франческа да Римини». В книге «Чайковский. Путь к мастерству 1840−1877 гг.» искусствовед Надежда Туманина отмечает, что по дороге из Монпелье в Париж композитор в поезде перечитывал «Божественную комедию» Данте и в очередной раз был поражён историей Франчески, которую против воли выдали замуж за брата её возлюбленного. Но она и Паоло не смогли противостоять свои чувствам, за что были низвергнуты в Ад. Чайковский увидел в этом сюжете трагедию, причина которой — несправедливый жизненный уклад. Поэтому Франческа здесь не грешница, а жертва.

Произведение состоит из трёх частей. Сам композитор в программе, которой «сопроводил» рукописную партитуру, описывал спуск Данте и Вергилия в преисподнюю. «Воздух здесь оглашён стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвётся и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своём диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть», — цитирует Чайковского музыковед Людмила Михеева.

Критик Герман Ларош сравнил музыку этого отрывка с бушующей морской стихией на картинах Айвазовского. Средняя часть — печальный рассказ Франчески — достигает кульминации, уходит от лиричности и возвращается к мукам Ада.

Другое произведение Чайковского, вызвавшее восторг, прозвучало в финале закрывающего сезон концерта. Композитор в 1876 году написал «Славянский марш» по заказу Русского музыкального общества. Широкая общественность, в том числе и Чайковский, была взволнована событиями на Балканах. В то время шла сербско-турецкая война, в которой участвовали русские добровольцы.

Надежда Туманина пишет, что в основе «Марша» — три сербские песни, а также гимн Российской империи «Боже, Царя храни».

Сначала перед нами открывается картина угнетённого народа, затем мы видим восстание, битву и долгожданную победу. Финальный раздел оркестр исполнил на бис. Ольга Гусева подчеркнула: «Дорогие друзья, наш концерт завершился множеством восклицательных знаков».

Каким будет новый сезон?

Следующий творческий год обещает быть не менее ярким, чем прошедший. Сезон 2022−2023 будет посвящён Сергею Рахманинову. Губернаторский симфонический оркестр уже готовится удивлять зрителей. «Всего и не упомнить. У нас очень большая программа, которая ещё до конца не утверждена. Она будет кардинально отличаться от предыдущей. На открытии должен играть Денис Мацуев», — рассказал Василий Шульга.

В пресс-службе Филармонии Кузбасса имени Б. Т. Штоколова сообщили, что дата и программа стартового концерта станут известны ближе к осени. «Будет, на мой взгляд, шикарный абонемент, состоящий из Пятых симфоний четырёх композиторов: Чайковского, Шостаковича, Дворжака и Бетховена. В рамках фестиваля Рахманинова запланировано несколько концертов с хором. Исполним концертную постановку оперы “Алеко” (в составе: оркестр + солисты + хор), кантату “Весна” и “Три русские песни”. Будут и чисто оркестровые концерты», — добавил дирижёр.