Уникальная стенописная мастерская находится в Минске

В Свято-Елисаветинском монастыре вот уже более двадцати лет работает мастерская, где бережно хранят и воплощают в жизнь древние традиции византийского мозаичного искусства. Работы мастеров из Минска можно встретить по всему миру — в России, Украине, Греции и даже ЮАР.

Источник: Sputnik.by

Руководитель стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря Дмитрий Кунцевич рассказал корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук об истории создания мастерской, а также о том, над какими проектами работает творческий коллектив сегодня.

Когда храм только строился

Многие посетители Свято-Елисаветинского монастыря в Минске обращают внимание на величественные своды храма в честь иконы Богоматери «Державная», которые украшены библейскими сюжетами из мелких мерцающих золотистых кусочков смальты.

Над созданием этого художественного полотна кропотливо и с любовью трудились художники-стенописцы Свято-Елисаветинского монастыря. Сегодня коллектив состоит из более чем сорока человек.

Они владеют техникой фрески «по-сырому», росписью красками на клеевой основе, «византийской» мозаикой, работают над созданием церковных интерьеров, панно и монументальных работ в экстерьере, разрабатывают церковную утварь, стараются предлагать комплексные решения, которые включают разнообразные виды изобразительных искусств — витраж, скульптуру, шитье, ковку, керамику, инкрустации, разнообразные облицовки стен и полов. Аналогов такой мастерской, где работают не разрозненные мастера, а постоянная большая команда профессионалов, пожалуй, не найдешь нигде в мире.

«Начиналось все в 1998 году, когда еще только строился первый монастырский храм. И мы, студенты Академии искусств и художественного училища, по благословению духовника начали с молитвой приобщаться к церковному искусству. Уже в 2002 году был достроен “Державный” храм Свято-Елисаветинского монастыря, закономерно встал вопрос об украшении храма росписями.

Советом монастыря было решено совместить фреску с мозаикой. Это была наша первая работа, достаточного опыта и мастерства мы не имели, потому ее создание шло параллельно с постижением мозаичного искусства, техники фрески и церковного богословия. Обращались мы ко всем, кто мог хоть чем-то поделиться, научить, показать — художникам из Санкт-Петербурга, Москвы, но основное понимание получили от стенописцев Оптиной пустыни, архимандрита Зинона", — рассказывает руководитель стенописной мастерской Дмитрий Кунцевич.

Мозаика — то, что остается на века

Мозаика — одна из самых древних техник изобразительного искусства, которая получила большое распространение в Древней Греции и Римской империи. Тогда мозаичные полы набирались из цветных мраморов, иногда использовались полудрагоценные лазуриты, малахиты, другие камни.

Языческие мотивы эпосов, мистерий, орнаменты с растительными и геометрическими мотивами были очень популярны в те далекие времена. Яркий пример тому — наследие, сохранившееся в древнеримских Помпеях, десятки метров мозаичных росписей греческих Салоников, Афин, а также Палестины. Все эти работы дошли до нас в прекрасном, практически первозданном состоянии. Ведь камень считается одним из самых долговечных материалов.

В Византии техника мозаики была несколько усовершенствована: ее материалом стала смальта — специальным образом сваренное непрозрачное стекло, по виду скола напоминающее минералы. Цветовую гамму смальты можно варьировать бесконечно: от самых нежных оттенков до такой же степени ярких и насыщенных. К слову, смальта, как и камень, не окисляется, не выцветает и сохраняется в неизменном виде на протяжении тысячелетий.

"Работа мастера начинается с создания эскиза, призванного отразить богословский замысел через сюжет, композицию, художественно-выразительные средства — пластику, линию, цвет. После выполняется предварительный набор панно в материале, в натуральном размере. Работа распределяется между мастерами: кто-то будет выкладывать одежды, кто-то лики, кто-то тексты, орнамент, фоны. На этом этапе детально разрабатывается цветовая палитра всех элементов будущего панно, соответствующая художественному замыслу и интерьерам храма.

Как для художников, для нас важно бережно перенимать, постигать и использовать в своей работе опыт древних мастеров, памятники искусства которых, дошли до наших времен. Важно также, чтобы работа была современной, имела свой неповторимый характер, обусловленные творческими находками черты, была богословски выверена", — отмечает специалист.

И подчеркивает, что задача мастерской — это создание не имитации или подобия, а «настоящей вещи» с индивидуальным художественным решением, за которым стоит своя история, поиск, обретение — иначе говоря, жизнь. Существенным и, пожалуй, решающим условием для этого, является необходимость личного воцерковления, личной молитвы, духовной борьбы со своим грехом.

От Беларуси до ЮАР

Работы стенописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря востребованы в разных странах мира. В Каменец-Подольском кафедральном соборе на Украине можно увидеть алтарную мозаику фигуры Спасителя и Божьей Матери, которая выполнена мастерами из Минска.

"Также долгое время мы трудились в Тернопольском кафедральном соборе, в Почаевской Лавре, Зверинецком и Ионинском монастырях Киева, других храмах Украины. Для нас очень дорога эта работа, через которую мы можем утверждать общность и единство наших народов.

В Исихастирии Порфирия Кавсокаливита под Афинами мозаичный купол диаметром в одиннадцать метров венчает образ Христа Пантократора. Фигура восседающей на престоле Богородицы в конхе алтаря — тоже труд и молитва наших ребят. Когда-то, читая описание жизни этого преподобного, не мог и представить, что познакомлюсь с его близкими духовными чадами, узнаю об удивительных случаях из их жизни, которые связаны со святым", — продолжает собеседник.

Одной из ярких совместных работ в России стала роспись в Александро-Невском храме Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Перед мастерами была поставлена сложная профессиональная задача — за короткий срок необходимо было выполнить роспись трудоемких, многофигурных композиций большого метража.

Вскоре храм должен был освятить Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Писали весь Великий Пост. Порой сталкивались с существенными трудностями. Личный опыт очевидной «профнепригодности», беспрерывно не дающий о себе забыть, доводил до отчаяния, но благодаря молитвам сестер и участию соратников работа была завершена в полном объеме в положенный срок.

«Этот опыт оставил глубокий след в моей душе, он помогает мне в повседневной работе, еще раз научил меня во всем доверять Богу. Я хорошо усвоил, что все то, что вчера было трудным и невыносимым, на следующий день по дару Благодати может стать радостным, выполняться легко до самозабвения. Я уверен, что многие гениальные вещи создавались очень быстро, молниеносно, как бы легко. Это возможно, когда Творец вкладывает в твою руку Свою Силу, а ты в этом случае выполняешь роль проводника, являешься продолжением Его десницы», — обращает внимание Дмитрий Кунцевич.

Довелось потрудиться и для афонского монастыря Дохиар. Команде довелось застать при жизни его настоятеля — старца Григория, божьего человека, который отличался своим радушием и особой любовью к русским. На входном портале монастырских врат Дохиара (времен раннего средневековья) выполнили мозаичные панно Архангелов Гавриила и Михаила, небесных покровителей обители. Сделали еще некоторые существенные для мастерской работы.

Мозаику авторства этого коллектива можно встретить даже в ЮАР. В русской церкви равноапостольного князя Владимира в Йоханесбурге, где монтаж панно для часовни помог осуществить работник из ЮАР.

«Ковчег» и эскиз для Оптиной пустыни

В течение последних двух лет мастерская уделяет много времени декорированию недавно открывшегося духовно-просветительского центра «Ковчег», важнейшего с духовной точки зрения объекта для духовника протоиерея Андрея (Лемешенка).

Художественная отделка интерьеров «Ковчега» — это воплощение замысла коллектива стенописной мастерской. По мнению Дмитрия, соборная работа, направленная на проповедь красоты Божией, глубины замысла Его творения, призвана привлечь ко спасению души многих и многих уставших и задыхающихся от пустоты этого мира людей, молодежи.

"Одним из важнейших проектов над которым мы трудимся сейчас, является внутреннее убранство часовни над захоронением убиенных отцов в Оптиной Пустыни, который вскоре будет представлен Патриарху Кириллу на согласование.

Оптина Пустынь — знаковое и дорогое место для нашего коллектива, монастыря. Мы все воспитывались на писаниях святых оптинских старцев, их чтимая икона с частицами мощей хранится в храме обители, также при монастыре есть одноименное братство", — заключает Дмитрий Кунцевич.