Можно было проще и дешевле: эксперты — о главных плюсах и минусах второго этапа ВКАД

Эффективный проект или наземно-подземные транспортные фантазии?

Источник: Reuters

Дебаты вокруг проекта ВКАД снова разгорелись после того, как второй этап его реализации вынесли на общественное рассмотрение. Отзывы уже поступают в министерство транспорта Приморского края. По некоторым оценкам, можно построить кольцевую дорогу с меньшими расходами и более эффективно. В то же время эксперты считают, что предложенная концепция ВКАД решает основную задачу — сохранения береговой полосы. ИА PrimaMedia собрало полярные мнения по этому, несомненно, важному для жизни горожан и развития Владивостока поводу.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края представило архитектурно-художественную концепцию второго этапа капитального строительства Владивостокской кольцевой автомобильной дороги (ВКАД). Участок пройдет через улицы Казанская, Русская и Маковского, от будущего Казанского моста до транспортной развязки трассы «Де-Фриз — Седанка».

Второй этап включает строительство глубоководного тоннеля, пролегающего по дну прибрежной полосы Амурского залива, четырёх путепроводов и нескольких транспортных развязок.

Как поясняет главный архитектор Приморского края Александр Котляров, пока это только эскизно-планировочные решения. Когда они будут согласованы, специалисты приступят к рабочему проектированию. Но уже сегодня можно сказать, что проект — целостный и решает главную задачу сохранения береговой полосы.

«На открытых участках ВКАД пройдёт вдоль имеющейся железной дороги, причем преимущественно с правой ее стороны, и не будет касаться рекреационных территорий. А там, где ВКАД расходится с железнодорожными путями, автомобильная дорога либо пролегает в стороне от них, либо уходит под землю», — поясняет Александр Котляров.

Сдержанно оценивает решения ВКАД и член градостроительного совета Приморского края, архитектор Кирилл Солгалов. На текущий момент для обсуждения представлен участок от улицы Казанской до автомобильной развязки на Седанке, отмечает он. Здесь на побережье, особенно в границах застроенной части города, не так много пляжей, и все рекреационные территории должны остаться сохранными. Авторы концепции об этом позаботились.

«Коллеги проектным решением обходят пляжи с помощью тоннеля под акваторией в бухте Фёдорова и на других участках, которые относятся к центральной части города. А дальше в тоннельном исполнении ВКАД уходит на ту часть района Первой Речки, которая по большей части застроена гаражами и другими объектами, не связанными с постоянным проживанием населения», — комментирует Кирилл Солгалов.

По оценкам эксперта, самое важное, что пока не до конца отражено в материалах, — это возможность беспрепятственного доступа к самой береговой полосе и возможность развития прибрежных территорий Владивостока.

«Владивосток — самый интересный город России в плане того, что он с трёх сторон окружён морем. Поэтому историческая задача — обеспечить доступ к побережью. Все планируемые объекты должны сохранять возможность такого доступа», — говорит архитектор.

Над этой задачей члены градостроительного совета бились долго. Изначально на рассмотрение были вынесены три версии ВКАД, и ни одна не учитывала достаточного количества связей с береговой линией, рассказывает член градостроительного совета Приморского края, архитектор Андрей Борняков.

«Это были главные замечания. Первое — как люди будут попадать на береговую линию — под ВКАД или над ней. В ранних версиях дорога не была увязана с вело-пешеходной инфраструктурой и отрезала жителей Владивостока от береговой полосы. Мы вынесли замечания, чтобы таких связей было гораздо больше, и люди могли беспрепятственно попадать на набережную. Во-вторых, замечания касались автомобильных связей, потому что туда должен заезжать транспорт, чтобы строить, ремонтировать и обслуживать объекты в зоне рекреации. Соответственно, необходимы автомобильные проезды. После всех доработок окончательная версия ВКАД была принята градсоветом», — рассказал Андрей Борняков.

Важно отметить, что далеко не все отзывы — в пользу «великой кольцевой дороги». Звучат предложения и вовсе отказаться от нее. Указывают оппоненты и на замечания к первому этапу ВКАД, с которыми можно ознакомиться на сайте правительства Приморского края. Среди прочего предлагается вынести из города морской порт в качестве альтернативы грандиозной стройке.

Также есть мнения, что намного эффективнее альтернативная версия ВКАД, ранее представленная на Восточном экономическом форуме.

Согласно альтернативному варианту, новая дорога должна была соединить мостовыми переходами полуостров Черкавского (более известный как Мыс Чуркин), полуостров Шкота и полуостров Песчаный (который является территорией Владивостока) с выходом на хасанскую трассу, что, по мнению разработчиков, дало бы импульс развитию Хасанского района и Суйфунско-Приханкайской низменности.

Одновременно был бы сооружён железнодорожной переход через Амурский залив, что могло бы ускорить сообщение между портами Владивостока и сухими портами в ТОР Михайловский и в Хуньчунь (КНР).

Кроме того, предполагалось запустить скоростную электричку Владивосток-Занадворовка-Раздольное-Уссурийск, на которой из одного конечного пункта в другой можно будет добраться меньше, чем за полчаса.

Интересно, что эту позицию поддерживают многие горожане.

«Я не понимаю, почему не рассматривается альтернативный вариант ВКАД? Он проще и дешевле в реализации, при этом имеет перспективы выхода на Китай и на трассу в сторону Хабаровска. В существующей версии ВКАД замыкается на объездную трассу, явно не рассчитанную на это. Тем самым на въезде неизменно образуются пробки, которые и сейчас не редкость при малейших заторах на дороге», — делится мнением урбанист, блогер Николай Смирнов.

Свои замечания он направил в правительство Приморского края.

«Опять же, насколько ВКАД необходим городу именно в таком исполнении, и будет ли он решать представленные задачи, на мой взгляд, необходимо смотреть исходя из расчётов, которые будут готовы позже. Пока мы видим только визуализацию», — комментирует Кирилл Солгалов.

Эксперт отмечает, что задача градостроителей — соблюсти баланс интересов, чтобы, с одной стороны, обеспечить транспортную составляющую, а с другой, оставить для будущих поколений возможность использовать побережье Владивостока в целях рекреации и отдыха, для качественного образа жизни всех жителей, а не только для перемещения отдельных горожан из точки А в точку Б.

«Строительство ВКАД во Владивостоке очень сильно сопряжено с его особенностями как города у моря. И если говорить только о транспортном решении, то можно было бы найти значительно более дешёвые варианты исполнения, например, проложить дорогу по побережью, отрезав доступ к береговой полосе, но это не то, что Владивосток хотел бы получить в долгосрочной перспективе. Представленное решение требует рассмотрения с самых разных точек зрения», — комментирует Кирилл Солгалов.

Отметим, что подготовкой проектной документации ВКАД занимается компания «Гипростроймост Санкт-Петербург», которая участвовала в строительстве Золотого моста во Владивостоке. По словам экспертов, большая кольцевая дорога обойдётся в десятки раз дороже, чем Золотой мост, но окончательная сумма будет известна только после технико-экономического ценового аудита.

Напомним, все основные технические решения и параметры проектируемых сооружений жители могут рассмотреть на представленной архитектурно-художественной концепции и направить свои предложения и замечания до 10 апреля на электронный адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: road@primorsky.ru.