Ретро много не бывает. Петербург докупает трамваи с героическими ассоциациями

Стоимость одного петербургского ретротрамвая по новому контракту составит 140 млн рублей.

Горэлектротранс объявил новый аукцион на ретротрамваи для центра Петербурга. Реконструкция парка под них отложилась, но сами зеленые вагоны с номером «на лбу» должны доехать в полном составе уже к середине 2024 года.

Документацию по аукциону со стоимостью 3,1 млрд рублей опубликовали 24 марта, вскоре после того, как о закупке рассказал транспортный блок Смольного. Поэтому основные показатели уже были известны: 22 двухсекционных вагона, первые два приедут в декабре, остальные — в первом полугодии 2024-го. Внешний вид и технические требования понятны — потому что это будет уже второй такой контракт. Первый, на 54 трамвая, был заключен год назад, их собирают на «Уралтрансмаше». С тех пор утвердили дизайн — с отсылкой к Ленинграду 50−60-х годов — и провели голосование за цветовую гамму. Те, кто в нем участвовали, выбрали глубокий зеленый. Первые вагоны по этому контракту должны приехать в Петербурге весной, вся партия — до конца года.


Ретростиль сохраняется. В ТЗ нового аукциона затребованы «устойчивые ассоциации с героическим прошлым города Санкт-Петербурга — Ленинграда и трамвайными вагонами, выпускавшимися и эксплуатировавшимися в 1950—1960-х годах в городе Ленинграде». Начинка, наоборот, максимально современная, не отличающаяся от поставок на обычные трамваи, без всякого ретро. При этом специфические технические требования тоже остаются. Главное — способность вписываться в малые радиусы трамвайных путей, то есть, по сути, в крутые повороты, а это влияет на конструкцию базы. «Фонтанка» рассказывала, что на маршруте таких радиусов трамваи не встретят — только в Трамвайном парке № 3, где вагоны должны прописать. Когда ГЭТ объяснял стоимость контракта на 54 трамвая — почти 13 млрд рублей, он и упирал на то, что речь о «создании принципиально новой модели низкопольного трамвая с укороченной базой».

В новом аукционе все так же, и это, кстати, добавляет курьезности в отношения заказчика и федерального правительства. Такого ретротрамвая нет в реестре продукции, которую можно приобретать за госсчет, потому что его в принципе пока не существует. Соответственно, ГЭТ и год назад, и сейчас писал в Минпромторг «заявку о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара». Не то чтобы уральский трамвай был импортным, просто нет другой процедуры, чтобы точно заручиться поддержкой министерства на подобный аукцион. И что вы думаете — Минпромторг 17 марта в этой же логике выдал-таки разрешение на «иностранный товар».

Сейчас в городе подписано шесть контрактов на поставку электрического наземного транспорта. Три из них касаются троллейбусов, всего на 286: 166 классических и 23 особо больших от АО «Транс-Альфа», 97 ТУАХ от минского БКМ. Остальные три относятся к трамваям: в двух заказчиком является ГЭТ (57 трамваев от ПК ТС и 54 ретротрамвая от «Уралтрансмаша»), в одном — комитет по транспорту (81 трамвай от ПК ТС).

Но не секрет, что основная причина дороговизны старого контракта не в радиусах, а в форме закупки. Он заключен не с «Уралтрансмашем», а со «Сбербанк лизингом», и поставка идет именно в лизинг: платежи расписаны до 2030 года, хотя сами вагоны должны приехать в 2023-м. С учетом этого получается, что один двухсекционный трамвай (а в действующем контракте есть и трехсекционные) в итоге стоит 209 млн рублей. Директор Горэлектротранса Денис Минкин в интервью «Фонтанке» подчеркивал, что цена ретровагона сопоставима с обычными поставками — если убрать лизинговые проценты. Новый аукцион, объявленный 24 марта, — это прямая закупка, без всякого лизинга, и расчетная цена вагона в нем — 141 млн рублей.

О том, что ГЭТ собирается докупить 22 вагона к 54 уже законтрактованным, Минкин тоже рассказывал «Фонтанке». Как и о том, что «Уралтрансмаш» готов говорить только о двух в текущем году. Какими такими другими контрактами загружено уральское предприятие, гадать не будем из различных соображений. Но факт остается фактом — ему есть чем заняться, помимо подвижного состава для общественного транспорта.

Тем не менее сомнений в том, что именно этот завод будет собирать 22 ретротрамвая, мало, даром что объявлен полноценный аукцион. Во-первых, настоящей конкуренции на этом рынке нет в масштабах страны. Во-вторых, даже в заявке ГЭТ на покупку как бы иностранного товара четко назван производитель — «Уральский завод транспортного машиностроения».

76 ретровагонов — это часть программы модернизации ГЭТ на 128 млрд рублей (в первоначальном варианте говорилось о 85). В той же программе — реконструкция трамвайных парков, и в первую очередь — Третьего, куда они и должны приехать. Однако рост стоимости стройматериалов привел к тому, что сроки сдвинулись, работы так и не начались. Шансы обогнать его появились у Седьмого парка на Грибакиных, по которому на неделе объявили аукцион.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру».