Откровения репетитора по ЕГЭ: из чего складывается цена и почему приходится отказываться от учеников

Сколько зарабатывает репетиторы на подготовке к ЕГЭ, за что несут ответственность и какие необычные просьбы от родителей поступают, рассказала студентка из Ростова.

6фотографий

На дворе — апрель, и тысячи донских школьников уже начали отсчитывать дни до сдачи ЕГЭ. За время подготовки нынешним выпускникам пришлось пройти немало испытаний. И страх разочаровать родителей, и десятки часов за книжками, сложными тестами и контрольными.

Причем в вопросе подготовки ребята и их родители делятся на два лагеря: одни уповают на собственные знания, другие же обращаются за помощью к репетиторам.

— Как бы то ни было, ясно одно, главный секрет успеха — это правильная мотивация и усердие, без них даже лучшие преподаватели не смогут помочь, — считает Валерия, которая уже третий год подрабатывает репетитором русского языка для сдачи ЕГЭ.

Ростовчанка рассказала, как и сколько можно заработать на дополнительных занятиях, существуют ли «дорогие» и «дешевые» предметы, а также — правда ли, что школьные учителя ревнуют детей к репетиторам?

МИНИМАЛИЗМ — НЕ РАБОТАЕТ.

— Скажи мне кто еще несколько лет назад, что буду подрабатывать репетитором, ни за что бы не поверила, — начинает рассказ Валерия. — Правда, то были годы, сплошь наполненные юношеским максимализмом и мечтами о безработном студенчестве. Уже на втором курсе филологического картинка резко поменялась: родители вдруг поставили ультиматум — либо ищу подработку, либо все финансовые потоки от них резко перестанут попадать на карту.

Недолго думая, решила попробовать себя в роли учителя русского, ведь на курсе была лучшей. А вдруг получится? Плюсом репетиторства стало еще и то, что его можно без проблем совмещать с учебой. Для девчонки, мечтающей о красном дипломе, это то, что доктор прописал.

Для начала разметила объявление на специальном сайте по подбору персонала. Там сразу же сравнила заявки коллег, чтобы выставить объективный ценник. Разброс — самый разный, некоторые ставили всего по 200−300 рублей за час. Уже сейчас понимаю, что подобные анкеты не всегда вызывают доверия у родителей. Порой, мамы и папы уверены, что за копейки хороший педагог даже не станет тратить свое время. Поэтому, посчитав среднее арифметическое, указала 600 рублей за занятие. Конкуренция — пять педагогов на одного школьника.

«ДОРОГИЕ» ВЫ НАШИ.

— Похожая история обстоит и с базовой математикой, цены на нее — от 400 до 1200 рублей за академический час, — продолжает собеседница. — А вот непрофильные предметы в нашем мире сравни люкса.

Еще два года назад опытный преподаватель по литературе мог брать по 1500 рублей за 45 минут, сейчас максимальный прайс с легкостью доходит до 3000 рэ и даже выше. Среди «дорогих» предметов также числятся химия и биология, будущие медики платят по 2000—2500 тысячи рублей за занятие. С некоторых пор свою популярность набирает и информатика, все потому, что многие ребята мечтают поступить на факультеты, связанные с IT. Года три назад часовой урок мог варьироваться в районе 500−700 рублей, сейчас — 1500−2000 рублей, и это еще нормально.

В среднем сегменте стабильно держатся история и обществознание, преподаватели этих дисциплин зарабатывают от 700 до 1200 рублей. В самом низу общеобразовательной цепочки затерялась география, за урок примерно — 500−550 рублей.

И, к слову, сама я где-то через год тоже решила поднять стоимость до тысячи рублей. В эту сумму входят не только знания, но также расходы на книги, распечатка тестов и канцелярия. Чтобы дети и их родители смогли подумать подходит им мой подход или нет, первое занятие сделала бесплатным. За первый месяц такой подработки появилось два ученика: семиклассница Даша и девятиклассник Егор. Девочка приехала к нам из ЛДНР, поэтому запрос мамы касался общей программы по русскому. С парнишкой же готовились к сдаче ОГЭ.

ВСЕ ПРИХОДИТ С ОПЫТОМ.

— Со временем стала понимать, что уроки с ребятами постарше были бы куда интереснее, но при этом и ответственности прибавится, — делится ростовский репетитор. — Едва успела об этом поразмыслить, как уже через несколько дней мне позвонили родители 16-летней Риты. Девушка профессионально занималась гимнастикой, поэтому экстерном сдавала 10−11 класс, и все свободное время планировала посвящать тренировкам и подготовке к ЕГЭ.

Скажу честно, поначалу было не по себе, но Рита оказалась очень смышленой, ловила все на ходу и очень старалась. По итогу, сдала экзамен даже выше ожидаемого. После Маргариты, прямо как это принято у нас в Ростове, сработала сарафанное радио. Звонки от родителей стали раздаваться все чаще. За небольшой промежуток набралось аж семь учеников, все они занимались по два, а то и три раза в неделю.

В принципе, когда у тебя уже есть опыт, такие уроки не отнимают много времени. Новичком я тратила по 2−3 часа перед приходом каждого ребенка. Большая часть из этого уходила на изучение и структурирование КИМов (контрольно-измерительных материалов, — прим. авт.).

Уже на дипломном курсе лихо совмещала занятия со школьниками и учебу в университете. Даже умудрялась стыковать дистанционные занятия с ребятами из других городов. Так вот в прошлом году попросились две девочки: одна была из Санкт-Петербурга, другая — из Москвы. Проводили с ними все в режиме онлайн, через скайп или зум. Причем, это оказалось очень удобно. Например, когда я уезжала из Ростова на три месяца, очные уроки пришлось отменить, а вот онлайн проходил в прежнем режиме.

Но не все так идеально, как может показаться, пару раз все-таки пришлось отказаться от некоторых ребят. Одна школьница не могла приезжать ко мне на дом, а вот второй мальчик оказался классическим лентяем. Ребенок не готовился к занятиям, прогуливал и всячески показывал свое недовольство. Поговорив с родителями, объяснила им, что при всем желании не хочу потом нести ответственность за результат.

ТАК КОГДА РАСКАЯЛСЯ РАСКОЛЬНИКОВ?

— А еще я все чаще стала замечать, что окружающие задают один и тот же вопрос, — говорит девушка. — Они спрашивают у меня, зачем современным школьникам столько репетиторов, дескать неужели детей так плохо учат? Это, пожалуй, одна из самых больных тем, ведь система образования у нас, мягко скажем, хромает. Еще в мои школьные годы директор открыто заявлял, что местные учителя дают знания на «тройку», если хотите выше — придется платить за дополнительные.

Мне кажется, родители платят деньги за то, чтобы их дети получали знания сверх общеобразовательной программы. Не спорю, есть хорошие учителя и в школах, но как правило, таких единицы. К тому же, когда ты доносишь информацию один на один — это один момент, но, когда в классе сидят 30 человек, то ни о каком индивидуальном подходе речи и не идет.

При этом, не всегда школьные учителя воспринимают внеурочные старания детей. Есть тому и яркий пример из моей практики. Готовили с девочкой итоговое сочинение по Достоевскому. В тексте она написала, что главный герой «Преступления и наказания» раскаялся на каторге. Собственно, именно так трактуют концовку произведения многие литературоведы. Но с нашим мнением была в корне не согласна местная Марьиванна. Прочитав текст, она заявила девочке, что Раскольников раскаялся сразу после преступления. Якобы, иного быть и не может: вот тебе «тройка» — радуйся.

Безусловно, я понимаю, что литература — это не химия, где есть точные формулы. В этом вопросе существует скидка на разность трактовок, но их махровые советские «тичеры» воспринимать не хотят. Девиз подобных дам таков: «Есть только мое мнение и неправильное».

А ВЫ НАДАВИТЕ!

— Мне повезло, ведь у нас с ребятами не сильно большая разница в возрасте, — делится репетитор. — Со временем многие старшеклассники привыкают и даже начинают делиться личными переживаниями, особенно девчонки. Кто-то из них прямо говорил: так и так, Лера, домашку не сделала, потому что была на свидании. В такие моменты улыбаюсь, и назначаю им дополнительный час занятий. Еще никто не жаловался.

Также многие родители понимают, что я с их детьми на одной волне, могу послушать, подсказать или даже повлиять на что-то. Этим решила воспользоваться мама одной из учениц. В телефоне разговоре она намекнула, что мне нужно уговорить ее дочь поступать на ветеринарное. Но Ира не раз жаловалась, что это дело ей не по душе, и всем сердцем она хочет заниматься спортом. Пришлось объяснять родителям, что я в подобном участие принимать не буду, но на ситуацию это никак не повлияло. Под давлением мамы Ира все же поступила на ветеринара. Однако, не прошло и полгода, как юная студентка отчислилась.

Обсудив все еще раз с родителями, девочка убедила их, что профессия тренера — это очень престижно. Отметки и баллы, все это хорошо, но в первую очередь мамам и папам стоит прислушиваться к своему чаду. Когда ребенок знает чего хочет, у него появляется мотивация и цель сделать все, чтобы желаемое осуществилось. Вероятно, в этом и есть весь секрет успеха.