Резные и призрачные: обзор водонапорных башен Новосибирска

Памятники истории уже давно не используются по назначению, но продолжают величественно возвышаться среди улиц города.

Новосибирске сохранилось несколько уникальных сооружений первой половины XX века. Среди них старинные водонапорные башни. Они уже давно не используются по назначению, но сохранены и признаны памятниками истории. Как они выглядят сейчас и в каких местах находятся, выясняла корреспондент «АиФ-Новосибирск».

Башни «Близнецы».

Около дома № 8 по улице Движенцев стоят две водонапорные башни. Их ещё часто называют близнецами из-за схожести, хотя никакой схожести в них не наблюдается. При этом построены они были в разные годы. Об этом «АиФ-Новосибирск» рассказал научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

«Их создали для обслуживания паровозов, заправки их водой. Деревянная башня с нижнем каменным ярусом была построена в 1894 году. Уже полностью каменная появилось рядом в 1912-м при расширении станции Ново-Николаевск. Они выполняли свои функции вплоть до 1960-х годов, когда станцию полностью электрифицировали. После этого башни законсервировали. Обе являются памятниками архитектуры областного значения», — рассказывает краевед.

Константин Голодяев отмечает, что ещё одна красивая каменная башня размещена на другой стороне станции возле дома № 1 по улице Кубановской. Её история до конца остаётся неизвестной. По словам эксперта, её, вероятно, построили в 1902 году ближе к территории комплекса воинского остановочного пункта и воинской железнодорожной площадки. Но в 1913 году сооружение разобрали и перенесли на другую сторону гужевого тоннеля на нынешнее место. Она тоже законсервирована и не работает уже много десятков лет.

Самая высокая башня.

Большую известность имеет водонапорная башня на улице Ватутина, 29/1. Она даже стала топографической основой для целого микрорайона «Башня».

«Эта башня была построена на одной из самых высоких отметок Новосибирска в 1938—1939 гг. Её возвели для левобережной системы водоснабжения строящихся производственных мощностей. С введением новой НФС 8-этажная башня была выведена из эксплуатации. Одно время служила телестудией. Сейчас она наполнилась легендами и пробует использоваться как выставочное пространство», — рассказал краевед.

Башня на Ватутина признана памятником конструктивизма. Кстати, среди городских легенд есть и та, что рассказывает о призраке сантехника.

Рабочий якобы утонул в баке с водой, а когда жидкость слили, его тела так и не нашли. По легенде, его призрак заглядывает на этаж, где стоит злополучный бак. Приведение всегда носит при себе гаечный ключ.

Башня на Алтайской.

Ещё одна водонапорная башня размещена на улице Коммунстроевской в Октябрьском районе. Она была возведена в 1916 году в связи с введением Алтайской железной дороги и станции Алтайская (ныне Новосибирск-Южный).

«Она полностью кирпичная, находится в некотором отдалении от железнодорожного полотна и достаточно быстро разрушается. С баланса ЖД сооружение выведено, передано муниципалитету. Её дальнейшее предназначение (выставочное, творческое или какое другое) пока не определено», — рассказал «АиФ-Новосибирск» Константин Голодяев.

У башни сохранились оригинальные деревянные рамы, но заметно, как верхняя часть высотки разрушается с годами. В 2016 году башня получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

Башня на Гоголя.

Башня около дома № 204 г по улице Гоголя находится на территории бывших городских кирпичных заводов. По словам историка Константина Голодяева, построили здание в 1910-е годы для хранения воды. Жидкость использовали для изготовления кирпича.

Здание перестали эксплуатировать с 1960-х годов. Разве что в качестве объекта для рекламной вывески.

Башня у «Мебелькомбината».

Ещё одна башня находится рядом с остановкой «Мебелькомбинат» на улице Большевистской, но к водоснабжению никакого отношения не имеет.

«Это скорее опора, последний островок более чем 700-метровой транспортной галереи, связывавшей речной причал Мелькомбината № 1 с самим предприятием. С барж, приходящих по реке Обь, разгружалось зерно, а затем турбонасосом по транспортёру переваливалось в элеватор Мелькомбината на другой стороне улицы Большевистской», — объяснил историк.

Он добавил, что переход над улицей разобрали в нулевые годы.

Пока все башни продолжают стоять без дела. Может быть, в будущем из них сделают какие-то интересные объекты и они заживут новой жизнью.