Алексей Старичков: Предназначение Приморья — быть порталом в мир на Дальнем Востоке

Глава агентства международного сотрудничества края — о новой инфраструктуре, международном ТОР и возобновлении безвиза с Китаем.

Источник: PrimaMedia.ru

Новые перспективы российско-китайского сотрудничества обсуждались на 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке (16+), которая проходила с участием приморской делегации. Среди них — развитие транспортной инфраструктуры, возобновление безвизового обмена между Россией и Китаем, создание в Приморье международной территории опережающего развития. Как сегодня реализуется «поворот на Восток», рассказал руководитель краевого агентства международного сотрудничества Алексей Старичков.

— Алексей Юрьевич, Приморье обладает большим потенциалом в части локализации китайского бизнеса. Понимают ли это китайские компании и готовы ли они выходить на приморский рынок?

— Ряд китайских компаний успешно работают в Приморском крае. Например, один из крупнейших аграрных холдингов в провинции Хэйлунцзян «Бэйдахуан», учредитель приморской компании «Легендагро». Правительство края высоко оценивает и поддерживает его деятельность. Это и производство сельхозпродукции — сои и кукурузы, а также хранение, переработка и транспортировка товара. Это и создание агропарка, и строительство крупного зернового терминала в Шкотовском районе Приморья. То есть проекты масштабные и очень диверсифицированные. Подобных примеров не так много, но они есть. В ходе торгово-экономической ярмарки губернатор обсуждал планы дальнейшего сотрудничества с руководителями этих компаний. С другой стороны, проводились встречи с компаниями, которые пока ещё не работают в приморской экономике, но заинтересованы выйти на приморский рынок.

— В каких отраслях открываются перспективы для российско-китайского сотрудничества?

— Это может быть строительство дорог или объектов социальной инфраструктуры на условиях подряда или государственно-частного партнёрства. Работа на открытом строительном рынке, транзит грузов — отрасли, которые очень привлекательны для российской стороны именно в части сотрудничества с китайскими предпринимателями. Отдельно можно отметить проект трёхстороннего белорусско-китайско-российского консорциума по производству молочной продукции, который обсуждался в Харбине. Накануне поездки в Китай губернатор побывал в Беларуси, где эта тема также поднималась на высоком уровне.

— По итогам визита приморской делегации в Харбин появилась новость о намерениях создать в Приморье международный азиатский торгово-промышленный парк для реализации продукции из России, Китая и Северной Кореи. Могли бы вы подробнее рассказать об этих планах.

— Действительно, такую идею губернатор обсудил со своими коллегами и партнёрами в Китае. Во многом она перекликается с работой, которую ведёт федеральный центр по созданию международной территории опережающего развития в Приморье. Речь идёт о новой экономической зоне с упрощенными требованиями и нормами регулирования. Они могут опираться на аналогичные стандарты и требования страны, которую представляет резидент. Понятно, что в первую очередь льготный режим будет рассчитан на китайские компании. Пока эти планы находятся на стадии разработки концепции и ещё не приобрели правовых очертаний, но я надеюсь, процесс пойдёт быстро и в скором времени мы сможем говорить о них более предметно.

— То есть, пока неизвестно, где будет расположен международный ТОР?

— Конкретную географическую точку определять рано. В ближайшее время будет создана российско-китайская рабочая группа во главе с губернатором, которая займётся этим вопросом.

— В условиях поворота на Восток основной барьер — логистический. Какие меры принимаются для увеличения грузооборота с восточным соседом?

— Конечно, наши порты работают со всё возрастающей нагрузкой, и эта работа приобретает первоочередное значение. Есть планы по модернизации автомобильных пунктов пропуска, строительству новых и расширению действующих морских портов. В Харбине особо тщательно обсуждалась работа погранпереходов Пограничный-Суйфэньхэ, Полтавка-Дунин и Краскино — Хуньчунь. На всех направлениях за исключением Полтавки ведётся интенсивная работа по строительству новых пунктов пропуска. Это полномочия и зона ответственности министерства транспорта Российской Федерации. Необходимые средства выделены и доведены до подрядных организаций. Губернатор края вместе с руководителями Минтранса и его подведомственной организации «Росгранстрой» еженедельно и ежемесячно контролируют ход строительства.

Обозначилась перспектива завершения работ в 2024 году. Это означает, что пропускная способность автомобильных погранпереходов увеличится в несколько раз и грузы пойдут, в том числе, по направлению к морским портам.

Что касается портовой инфраструктуры, губернатор в ходе поездки неоднократно обсуждал и с китайской стороной, и с грузоотправителями, и с потенциальными инвесторами возможность их участия в расширении портовых мощностей в Хасанском районе Приморья. Определённые договорённости в этом отношении достигнуты.

— Среди проблем выхода на китайский рынок наши бизнесмены всегда выделяли проблемы с лицензированием своей продукции в Китае. Появились ли механизмы для решения вопроса?

— Здесь можно говорить о механизмах, реализованных нашими китайскими партнёрами. Особые экономические зоны и другие льготные режимы для бизнеса в Китае упрощают процедуры ввоза товаров, инвестирования и вывоза прибыли иностранным резидентам. Они есть в Суйфэньхэ, Муданьцзяне, провинции Цзилинь, Хуньчуне, Янцзы. Эти зоны мы посещали, и губернатор лично познакомился с правилами их функционирования. Причём преференциями уже пользуются резиденты из России и Приморского края. Сейчас необходимо донести до наших экспортёров информацию об этих возможностях, чтобы использовать их с максимальной выгодой для приморских компаний. Такую задачу губернатор поставил перед органами исполнительной власти и институтами развития.

— Нельзя не затронуть и тему возобновления туристических потоков между нашими странами. Какие успехи достигнуты в этом отношении?

— На сегодняшний день удалось восстановить авиасообщение с Китаем. Дальневосточная авиакомпания «Аврора» выполняет рейсы в Пекин и Харбин. Обсуждается возможность открытия новых авиарейсов между Владивостоком и другими городами Китая силами наших авиакомпаний. Это предмет переговоров, и думаю, что планы реализуемы. Но вопрос сугубо коммерческий, и здесь наша задача — создать условия, чтобы пассажиры пользовались услугами авиаперевозчиков.

А самое главное условие, конечно, — возобновление безвизовых групповых поездок. Жители Приморья долгие годы ездили без визы в Китай. Такая возможность определяется межправительственным соглашением Российской Федерации и Китайской Народной Республики. На региональном уровне власти Приморского края и лично губернатор, а также власти провинций Хэйлунцзян и Цзилинь заявляют о своей готовности начать работать в рамках межправсоглашения.

Но пока обсуждаются детали на уровне Москвы и Пекина. Точной даты никто не называет, однако мы очень рассчитываем, что групповые безвизовые поездки возобновятся в ближайшее время.

— Китайские коллеги подтвердили своё участие в Восточном экономическом форуме (12+)?

— Да, мы говорили об этом. Местная власть в Китае очень централизована и в своих решениях ориентирована на Пекин. Насколько мне известно, сейчас такое обсуждение идёт. На каком уровне региональные чиновники Китая примут участие в работе Восточного экономического форума, пока сказать не могу. Это будет единое решение, и надеюсь, что скоро его озвучат. Со своей стороны, от имени Приморского края совместно с «Росконгрессом» мы пригласили наших партнёров из провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и других регионов Китая в сентябре во Владивосток. Что касается корпораций, зачастую они сами принимают решения. Уже известно о планах китайских компаний, которые работают в Приморье, а также тех, которые пока только вынашивают такие планы, посетить форум. Объявлять списки преждевременно. Но повторюсь, работа ведётся, и нет никаких сомнений, что Китай будет представлен на Восточном экономическом форуме-2023.

— Какую следующую крупную площадку в Китае собирается посетить приморская делегация?

— В городе Чанчунь провинции Цзилинь 26 августа будет проходить ежегодная международная выставка-ярмарка «Экспо Китай — Северо-Восточная Азия» (16+). Как и в прежние годы, институты развития, руководители органов исполнительной власти и, конечно, бизнесмены — инициаторы инвестиционных проектов, экспортеры товаров примут участие в работе этой выставки в составе приморской делегации. Большой плюс, что теперь у нас есть положительный опыт Харбинской ярмарки.

— Алексей Юрьевич, какие прогнозы по товарообороту с Китаем вы можете дать на 2023 год?

— Внешний торговый оборот Приморского края с Китаем в 2022 году составил 7,5 млрд долларов. Это практически на 50% больше в сравнении с предыдущим годом, и статистика первого квартала 2023 года свидетельствует о продолжении позитивной тенденции. Губернатором поставлена задача достичь цифры в 10 млрд долларов торгового оборота в 2024 году. Думаю, что мы её выполним. При этом доллары — уже анахронизм, потому что значительная часть расчётов осуществляется компаниями экспортерами и импортерами в национальных валютах — рублях и юанях.

— За счёт чего будет расти торговый оборот?

— У Приморья отрицательное сальдо торгового баланса торговли с Китаем. Это означает, что наш экспорт меньше импорта. Если мы возьмём учебник по макроэкономике, там будет написано, что такой дисбаланс не лучшим образом сказывается на развитии территории. Но только не в случае с Приморским краем, потому что импорт, который проходит через наш регион, мы потребляем далеко не весь. Предназначение Приморья — быть одним из главных хабов, порталом России в мир на Дальнем Востоке. А в условиях резкого сокращения торговли с другими странами его значимость возрастает, и поворот на Восток выражается, прежде всего, в стремительном росте торговли России и Китая. Так что я вступлю в противоречия с учебниками. Транспортная логистика, таможенное оформление, операции с импортом и экспортом — вот специализация нашего региона. И часть налогов от этой деятельности, в том числе колоссальные таможенные отчисления, опосредованно поступают в краевой бюджет. Это рабочие места и заработные платы. Так что наши компетенции в сфере внешней торговли, наши географические преимущества — более 100 тысяч км сухопутной границы с Китаем, выход в океан, развитие транспортной инфраструктуры — залог успеха. Это наш путь, и мы продолжаем по нему двигаться.