Июль в истории Приморья: военный пост у Золотого Рога, чиновник Буссе и конфликт на Хасане

Предлагаем вспомнить значимые для края и всей России июльские даты и события XIX и ХХ веков.

Источник: PrimaMedia.ru

Пожалуй, главная для Приморья историческая дата этого месяца — это, конечно же, 2 июля. В этот день в 1860 году был основан военный пост Владивосток, и эта дата ежегодно отмечается в краевом центре (ставшим в 2018 году еще и столицей всего Дальневосточного федерального округа) как День города. Другие события «исторического июля» — в материале сетевого издания «Информационное издание PrimaMedia».

Спустя два года после основания поста, 4 июля 1882 года, во Владивостоке было создано Переселенческое управление. Его первым начальником стал Фёдор Фёдорович Буссе (годы жизни — 1838 — 1897) — географ-экономист, археолог, этнограф, историк и, как выяснилось, талантливый администратор. Чиновничья служба, впрочем, не заставила Буссе отказаться от научных занятий: в 1884 году при его непосредственном участии было создано Общество изучения Амурского края (ОИАК), также Буссе организовывал научные поездки, археологические раскопки, изучал жизнь коренных народностей Дальнего Востока. В честь Федора Федоровича Буссе названы улица и сопка во Владивостоке, а также село Буссевка в Спасском районе Приморского края.

8 июля 1889 года в составе Приморской области (так тогда называлась территория современного Приморья) была образована особая военно-административная единица — округ Уссурийское казачье войско из четырех станичных округов, расположенных вдоль реки Уссури до озера Ханка — Казакевичевским, Козловским, Платоно-Александровским и Полтавским. Первым наказным атаманом Уссурийском казачьего войска стал военный губернатор Приморской области Павел Фёдорович Унтербергер.

Июль в истории Приморья ознаменовался и двумя важными датами в сфере железнодорожного транспорта. 17 июля 1891 года во Владивостоке открыли железнодорожную больницу (в настоящее время — Отделенческая клиническая больница (ОКБ) ст. Владивосток ДВЖД, одно из старейших медучреждений Приморья).

А 14 июля 1903 года открылось регулярное пассажирское сообщение по Китайско-Восточной железной дороге (знаменитой в истории КВЖД). Построенная всего за 6 лет, КВЖД прошла по северо-восточному Китаю от станции Маньчжурия через Харбин до станции Пограничная (Суйфыньхэ) и от Харбина до Порт-Артура. В 1952 году КВЖД была безвозмездно передана Советским Союзом Китаю, ныне это Харбинская железная дорога.

Морская история Приморья и Владивостока также включает в себя три знаменательные июльские даты.

6 июля 1904 года Владивостокская эскадра крейсеров в составе кораблей «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышла в море в очередной боевой поход во время русско-японской войны (1904 — 1905 годы). За три дня отряд потопил четыре японских судна, два парохода с товарами были доставлены во Владивосток, одно судно было отпущено, так как на борту находились женщины и дети.

18 июля 1924 года во Владивостоке открыта Дальневосточная главная контора Совторгфлота. В 1934 году Дальневосточная главная контора АО «Совторгфлот» было преобразована в Дальневосточное государственное морское пароходство.

В том же 1924 году, но уже 20 июля из Владивостока вышла канонерская лодка «Красный Октябрь» вышла из Владивостока и взяла курс на остров Врангеля, чтобы выдворить с российского острова англо-американскую экспедицию, члены которой незаконно охотились на острове на ценных пушных зверей. Экспедиция «Красного октября» успешно выполнила задание, сняв с острова Врангеля 14 «англосаксов» и доставив их во Владивосток осенью 1924 года.

И, в заключение нашего исторического обзора, не можем не вспомнить 29 июля 1938 года. Именно в этот день начался пограничный вооруженный конфликт у озера Хасан. Милитаристская Япония под надуманным предлогом пыталась захватить часть территории СССР в Приморском крае, однако советские пограничники и подразделения 40-й стрелковой дивизии Красной армии в течении двухнедельных боем дали решительный отпор агрессорам.

Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания «Информационное агентство PrimaMedia» «Россия. Приморье. Наша история». Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.