Хабаровский психолог объясняет, почему штормит подростков

Детям больше всего не хватает общения.

Источник: Reuters

Подростковый возраст — самый сложный в жизни ребенка. У подростка происходит гормональная перестройка организма, он ищет себя, пробует заявлять о себе и экспериментировать. О том, какие проблемы возникают у детей в это время и как им помочь, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» говорит с педагогом-психологом Центра по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению Дарьей Панкратовой.

Агрессия как норма

Случаи жестокости подростков по отношению к животным, убийства по неосторожности, вандализм всякий раз вызывают потребность разобраться, что с ними происходит, с нашими детьми, что ими движет и что с этим делать.

 — Причиной жестокого поведения подростков может быть психическое заболевание, которое надо лечить, — рассказывает Дарья Панкратова. — Есть синдромы, когда у детей наблюдается расторможенность, отсутствие интереса к учебе, искажение влечений, нет сочувствия к людям и животным, не формируются нравственные установки. Такие дети плохо понимают, что такое добро, зло, ответственность, долг, сопереживание, дружба, любовь. Они могут быть враждебны к окружающим, агрессивны к близким, получать удовольствие от издевательств и унижения других. Если это заболевание, лечить его необходимо под наблюдением психиатра и с коррекционной работой психологов.

Бывает так, что ребенок проявляет сильную агрессию, но психиатрического диагноза нет. Причинами такого поведения могут стать сложные ситуации в школе, например буллинг, физическое и психологическое насилие дома, желание самоутвердиться и собственный страх стать слабым для кого-то более сильного. Подростки жаждут свободы, и при этом им хочется оградить себя от всех обязанностей. К сожалению, иногда их действия, в том числе связанные с экспериментами над собой и другими людьми, приводят к плачевному результату. К тому же такие подростки часто живут на максимуме: если это любовь — то это любовь навсегда, если обида — то очень сильная, трагичная, несовпадение ожиданий с реальностью от общения может восприниматься как предательство, яркие эмоциональные реакции сопровождают желание выразить всю бурю чувств через тело, поэтому в подростковой среде часто могут возникать драки.

Порой родители чувствуют с раннего детства, что с ребенком что-то не так, но они успокаивают себя, дескать, ничего страшного, вырастет — все пройдет.

Кстати, агрессия бывает и нормативной. Малыш может проявлять яркое недовольство из-за неумения контролировать свои эмоции и договариваться с детьми, что называется, «проверять родителей» через истерики и негативизм. Но доброжелательное отношение к ребенку даже в моменты таких вспышек учит его поступать другим способом. А вот если все усилия взрослых не работают, это повод обратиться к профессионалам. И чем раньше родители это сделают, тем лучше. Моя собеседница говорит, что обратиться к психологу, а при необходимости к неврологу и к психиатру — не страшно. Это не значит, что ребенку поставят клеймо на всю жизнь. Это значит, что команда профессионалов будет разбираться, что происходит с малышом, и поможет ему. Но часто, чтобы поменять что-то, нужно еще и искреннее желание родителей работать над собой. Волк своей стаи.

У агрессии всегда есть причины, она разрушительна и возникает в жизни подростка, когда он не знает, как по-другому достичь желаемого, исправить ситуацию или справиться со своими переживаниями. Подросток кричит о своем неблагополучии, о том, что с ним что-то не так, всеми силами привлекает к себе внимание..

А бывает, что к подростковому кризису у благополучных детей добавляется прессинг со стороны родителей. Такие дети стремятся учиться, мечтают о чем-то своем, имеют увлечения, но родители все равно недовольны. В наказание за маленькие провинности или несовпадение с их ожиданиями — ежедневные нотации, насмешки, упреки в несостоятельности, иногда физические наказания. Если подросток живет в ситуации постоянного напряжения, его состояние может быстро ухудшиться — вплоть до депрессии, которую уже придется лечить у психиатра. Подросток бунтует, он колючий, вечно спорит, делает все наперекор, но при этом, очень чувствительный и ранимый. Ему нужен значимый для него взрослый, который бы оказался рядом и спокойно сказал: «Ты сейчас злишься и расстроен. Я готов тебя выслушать». Подростков часто штормит, настроение меняется как по щелчку пальцев, поэтому им нужно помочь.

— Мы редко говорим про чувства с детьми в обычной жизни, а зря, — замечает Дарья Панкратова. — Если произошла какая-то ситуация с подростком, лучшее, что взрослый может сделать — признать его чувства. В таких разговорах дети скорее соглашаются с комментариями: «Да, я в ярости/обижен/расстроен» — и уже охотнее рассказывают, что произошло, а потом, когда буря уляжется, готовы обсудить, как ситуацию решать. Они смогут услышать правила жизни, которые поддерживает взрослый: «У нас в семье если обещания дают, то их выполняют», «У нас уважают друг друга», «В нашем доме нет места насилию».

Поговори со мной, поговори!

Даже если ребенок ударил сверстника, разбил что-то ценное, не выполнил обещание, надо начать говорить с ним наедине. Не бить, не оскорблять, не унижать, а выяснить, что с ним происходит. Поверьте, только тогда он вас услышит! — Иначе он останется с внутренней установкой: меня обидели — нужно ударить, а раз я ударил — меня тоже накажут, — говорит Дарья Панкратова.

— Получается сплошная цепочка насилия! Но так не должно быть. Я хочу, чтобы мы начали усваивать культуру ненасильственных отношений. Бывает, детям не хватает именно разговора по душам, без оценок его личности, без назиданий. Поэтому детям нравится разговаривать с посторонними людьми -родителями друзей, прохожими на улицах, психологами, которые проявляют к ним интерес и участие. Это всегда шанс для такого ребенка получить эмоциональное тепло и опыт конструктивных отношений. Что для ребенка важнее всего в переходном возрасте? Оказывается, говоря профессиональным языком психолога, ведущий вид деятельности в подростковом возрасте — это общение.

Общение со своим ребенком и есть высшая ценность, то самое важное, во что нужно вкладываться, не жалея сил и времени, убеждена психолог. Только через общение можно выйти в разговорах на откровенность о сложностях и ценностях жизни, будущем.

— Я всегда говорю родителям: если есть контакт, понимание, единение душ, если они делятся с детьми своими переживаниями, принимают их как полноправных членов своей семьи, если хотите, волков своей стаи, все будет хорошо, — замечает психолог. — Кстати, детям хочется быть в стае, привязанным к кому-то. Связь матери и ребенка возникает, когда ребенок только рождается. Если до трех лет ребенок находится в изоляции, его игнорируют, мало обнимают, ласкают, не говорят приятных слов, он вырастает с искаженным доверием к миру, нарушениями в развитии, большим дефицитом любви и тепла, добрать которые уже невозможно.

Дарья Панкратова отмечает, что иногда дети сами просят взрослых отвести их к психологу. Позиция ребенка тут такова: я хочу попасть к человеку, который меня примет, выслушает, которому я готов признаться в каких-то вещах, о которых мало с кем могу поговорить. Есть зона личных границ, куда подростки не готовы впускать критикующих родителей, часто дети еще и боятся расстроить взрослых или думают, что рассказывать о чем-то совсем не выгодно, так как станет только хуже. Родители иногда воспринимают это как блажь и долго сопротивляются. Им трудно принять то обстоятельство, что их сын или дочь, по их убеждению, еще сущий ребенок, на самом деле уже личность, которая ищет себя, со всеми вытекающими отсюда последствиями.