Воронежские студенты сняли фильм о трагедии в Беслане

В интервью vrn.aif.ru режиссер-постановщик Максим Максимов рассказал о съемках, идее и отклике.

Каждый из нас в той или иной степени знаком с трагедией в Беслане, которая произошла 1 сентября 2004 года. Кажется, что за 19 лет многое было сказано и сделано, но об этом продолжают говорить. Так, студенты факультета журналистики Воронежского государственного университета сняли фильм «Беслан. Сердца, закаленные трагедией». Vrn.aif.ru поговорил с режиссером-постановщиком Максимом Максимовым о съемках, идее и отклике.

«Нужно поговорить с заложниками».

Алёна Хлевнюк, корреспондент vrn.aif.ru: Максим, как возникла идея снять этот фильм?

Максим Максимов: Два года назад мы решили поехать в Беслан. Взяли с собой камеру без глобальной идеи снимать фильм — просто хотелось найти материал. Подумали, что для большего понимания тех страшных дней нужно поговорить с самими заложниками. Так, пробыв в Беслане с 1 по 3 сентября, мы пообщались с учителем истории той школы Надеждой Гуриевой и ее дочкой Ириной.

— С момента трагедии прошло почти 20 лет, и много уже снято фильмов, написано материалов. В чем тогда особенность именно вашего фильма?

— Да, действительно. Но мы не собирались поднимать спорные моменты: кто прав, а кто виноват, почему это произошло и другие подобные вопросы. Мы хотели показать историю конкретной семьи, как она переживала эти три дня, как это отразилось на них, как они живут сейчас.

— Какие трудности возникли в процессе создания «Беслан. Сердца, закаленные трагедией»?

— Мы изначально хотели всю документальную часть провизуализировать, чтобы рассказ Гуриевых не был сухим интервью и чтобы люди не только по словам, но и по картинке смогли понять, как и что было. Когда мы начали думать, какие сцены реально можем показать, поняли, что их и не так уж много. Например, очень трудно сейчас найти школу не с пластиковыми окнами, а деревянными. Или чтобы фасад был из темного красного кирпича.

Второй момент — актеры. Мы не могли себе позволить позвать на все роли настоящих актеров, потому что бюджет фильма был небольшим. Но главную героиню Надежду Гуриеву должна была сыграть именно профессиональная актриса — это было для нас принципиально. Это нужно было, чтобы передать эмоции и трагизм ситуации. Светлана Клепикова прочитала сценарий и сразу согласилась — ее зацепила наша история. А с остальными приходилось выкручиваться и звать знакомых. Нам было важно, чтобы люди совпадали не просто по возрасту, но и по внешности. Например, девочка, сыгравшая дочку Надежды Гуриевой Ирину, очень похожа на нее в детстве.

«Получили много негатива».

— Долго ли длились съемки?

— Тогда, в Беслане, мы сняли все за два дня. В Воронеже сели прописывать идею, делать раскадровки, думать над актерами в мае этого года. В конце августа приступили к съемкам, и вот 2 сентября «Беслан. Сердца, закаленные трагедией» вышел в свет.

— А легко было договориться со съемками в школе?

— Мы использовали в съемках автоматы и дыммашину, потому период обговаривания длился очень долго. В этом вопросе нам очень помогла администрация Воронежа, и переговоры ускорились. В итоге мы получили одобрение муниципалитета и спецслужб, и съемки прошли в школах № 95 и № 73.

— Какой отклик получил фильм?

— На этапе съемок мы получили достаточно много негативных комментариев в свой адрес. Некоторые просто не понимали, зачем мы это делаем, а тем более сейчас. Но людям нужно знать, что такое терроризм и к чему он может привести. Мысль, которую хотелось донести до аудитории, заключается в том, что последнее, что только может сделать человек, это использовать в своих целях жизни детей.

После выхода фильма негатива еще не было. Людям нравится, а, значит, мы свою задачу решили. С момента выхода фильма в сеть прошло всего три дня, но он уже собрал более семи тысяч просмотров.

— До этого вы снимали фильм про чернобыльскую катастрофу, сейчас — про Беслан, а что будет дальше?

— Нам нравится художественный аспект, визуализация документальных фильмов. Новые наброски и идеи уже есть, но пока не будем раскрывать все карты.