Челябинск пытается стать одним из самых пешеходных мегаполисов страны

В истории городов есть разные этапы и эпохи. Характерно это и для Челябинска. Еще десяток лет назад он развивался исключительно в концепции создания рая для автомобилистов, сейчас тренд изменился настолько, что некоторым может показаться, что теперь южноуральский мегаполис взял цель на захват пешеходного знамени страны. Однако мы бы сказали, что сейчас город просто пытается нащупать равновесие между людьми и машинами.

Источник: Reuters

О движении к этому равновесию в числе прочего шла речь на встрече с главой Челябинска Натальей Котовой в рамках проекта «Большая редакция» на «Гранада ТВ».

«У меня четкое убеждение, как у мэра, что город должен развиваться гармонично, — говорит Наталья Котова. — Он должен существовать не только для автомобилистов, но и для пешеходов».

Пешим город станет мил.

По словам мэра, нынешнее движение в сторону пешеходов основывается на запросе со стороны самих горожан. До 2019 года это желание жителей реализовывалось недостаточно активно. Причин было немало. Сказывался недостаток финансирования, другие приоритеты прежней команды региональных и городских управленцев. Объявленное Котовой пятилетие благоустройства значительно подстегнуло этот процесс, а активное участие в нем губернатора Алексея Текслера дало ему необходимый драйв.

«Если взять все программы, которые в настоящий момент работают в Челябинске, мы заметим серьезное увеличение числа проектов благоустройства общественных пространств. Например, программа “Комфортная городская среда” прибавляет нам в год девять благоустроенных территорий. А программа “Инициативное бюджетирование”, которая реализуется с подачи губернатора Алексея Текслера, дает возможность жителям самим выбирать объекты, где нужно провести благоустройство. Большая часть людей, как показывает опыт, выступает за скверы, парки. Именно поэтому Челябинску удалось сделать прорыв».

Это действительно можно назвать прорывом в пешеходной политике города. Это становится ясно, если взглянуть на цифры: за последние годы в Челябинске было благоустроено более трехсот общественных пространств. Сюда относятся: парковые зоны, карманные скверы, пешеходные прогулочные зоны… По словам Натальи Котовой, основная задача муниципальной власти в этом направлении — работа над пешеходной связанностью города.

«На сегодня, если вы выйдете из парка имени Гагарина, то по проспекту Ленина через уже благоустроенный участок попадете на Алое поле, которое отремонтировано, — приводит пример пешеходной связанности Челябинска мэр города. — Далее по улице Красной вы можете дойти до Дворца спорта “Юность”, территория вокруг которого получила совершенно новый облик, потом можно пройти через Сад камней (его благоустройство будет закончено в этом году), отсюда попадаете на набережную, в Арт-сквер. Город уже, по сути, получил связанную территорию до улицы Свободы. А далее можно через уже благоустроенные общественные пространства дойти до железнодорожного вокзала».

Сейчас идут работы над проектированием набережной от улицы Северо-Крымской в сторону Северо-Запада, где строятся сразу несколько масштабных спортивных объектов. Есть также планы по благоустройству берега реки и в сторону Заячьего острова. Правда, пока эта перспектива отдаленная.

Из-за того, что многие масштабные работы по благоустройству Челябинска делались и продолжают делаться, по сути, одновременно для обывателя не сразу становится понятной общая картина происходящего. Но по мере появления и возрождения тех или иных объектов замысел становится все более очевидным.

«Создавая вышеназванную связанность города, например, мы отдельное внимание уделяем велосипедному движению, — говорит Наталья Котова. — Однако сразу и по всему городу сделать велосипедные дорожки просто нереально. Например, там, где места для движения велосипедистов планируется организовывать на автомобильных дорогах, до ремонта этих магистралей дорожки закладывать нецелесообразно. Где-то место велосипедистам отведено по бульварам, проспектам. Мы не отступаем от той велосипедной стратегии развития города, которую приняли, только подчас отдельные ее участки возможны к реализации в рамках благоустройства конкретных общественных пространств, ремонта, строительства конкретных дорог. Тем, что делается сейчас, я считаю, в полной мере закладывается картина на лет десять вперед. Именно тогда мы, если продолжим делать в тех же объемах, а финансирование проектов сохранится и будет увеличиваться, увидим совсем другой Челябинск».

И для своих, и для гостей.

Одна из тем, которая превращает город в комфортную территорию для пешеходов, как это не странно звучит, связана с развитием транспорта, точнее общественного транспорта.

«Если посмотреть на структуру населения города Челябинска, то мы увидим, что достаточно значительная часть горожан на автомобилях не передвигается, — говорит Наталья Котова. — Они либо ездят на общественном транспорте, либо ходят пешком».

Чтобы снять автомобильное давление на мегаполис и тем самым сделать его более привлекательным для тех, кто любит пешие прогулки, необходимо развивать автобусы, троллейбусы и трамваи… Они должны стать не просто серьезными конкурентами личному автомобилю, им нужно победить в этой конкуренции. Сейчас в этот блок развития Челябинска масштабно вкладывается региональная власть.

Напрямую с новой пешеходной историей южноуральского мегаполиса связана и работа над так называемым туристическим кодом. Турист — народ в основном пеший, ему должно быть удобно и полезно ходить своими ножками по улицам Челябинска, получая новые знания, яркие эмоции, отдыхая.

«Если мы хотим сделать Челябинск привлекательным не только для горожан, но и для его гостей, нам нужно работать над созданием туристического кода, — уверена Наталья Котова. — Но перед тем, как привлечь сюда туристов, мы должны хорошо знать, что хотим им показать. Ведь они должны не просто приехать и уехать, они должны захотеть вернуться сюда. Невозможно показывать место, где ничего нет. Мы сейчас создаем точки притяжения. Приезжая в тот же центр, мы сегодня можем гостям не только Кировку, но и современную пешеходную набережную уже показать. Сейчас она уже состоит из трех участков. Буквально этой осенью будут открыты еще несколько участков, на которые можно будет зайти с той же набережной. Сегодня это уже совсем другая для туриста история, совсем другой город, чем несколько лет назад».

В рамках этой туристической политики в Челябинске работают с собственниками исторических зданий в центре города, понуждая приводить их в порядок. Введен единый дизайн-код. Власти мегаполиса взялись за реализацию большого проекта по архитектурно-художественной подсветке фасадов и улиц.

«Сейчас сложно спорить, что центр города стал ярче, — говорит градоначальник. — Для этого достаточно выйти вечером на улицу и увидеть это своими глазами. Сегодня мы движемся в проектах уже по подсветке многоквартирных домов, дорабатываем проект по площади Революции, потому что она, признаем, пока достаточно темная. Не может быть в центре города площадь темнее других общественных пространств. Но невозможно было подсвечивать площадь Революции, пока мы не заменили деревья. Нельзя же подсвечивать то, что находится в неприглядном виде. Я все это привожу в пример для того, чтобы вы увидели, что в каждом нашем действии есть логика, из него что-то вытекает. Это не просто что-то взяли и сделали из него первое, второе, третье, не связанное друг с другом».