Музей «Тальцы» вознамерились перепрофилировать в туркластер с гостиницами и яхтшколой

Напомним, из Байкальска уже много лет пытаются сделать туристический город-сад, да все никак не выходит.

Источник: МК.RU Иркутск

Уже давно сказано: «Люди — это новая нефть». И теперь все больше денег выделяется на то, чтобы привлечь этих людей куда-либо. В одних регионах — на ПМЖ, на работу. В других — в гости, в качестве туристов, посмотреть разные места. Иркутская область все больше ставит на развитие туризма и в этом свете разрабатывает то одну, то другую программу. Федеральные власти тоже не отстают и предлагают все больше и больше проектов для туризма.

Так, на недавнем очередном заседании Правительства РФ решено выделить еще денег на строительство модульных отелей по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Деньги дадут 58 регионам на 433 проекта. Среди регионов — Иркутская область, среди проектов — строительство глэмпингов на территории музея «Тальцы». Всего на 58 регионов за два года должны дать 23 миллиарда рублей.

Тут, конечно, возникает двоякое впечатление. С одной стороны, «Тальцам» жизненно необходим турист, который оставит в кассе деньги. Приедет на экскурсию, купит билеты, мастер-классы, наберет сувениров. И чем дольше будет в музее турист, тем больше денег получит музей. Но вот как-то музей и отели мало связываются между собой…

О создании в музее туристско-рекреационного кластера заговорили совсем недавно — в 2021—2023 годах. Сначала робко, потом уже во весь голос. Первоначально музей под открытым небом просто хотели реконструировать. А возле музея создать две зоны: спортивно-оздоровительную и туристско-рекреационную. В сторону Бурдугуза хотели сделать зону с прогулочными дорожками, спортивными и игровыми площадками. А в противоположном направлении, к Большой Речке — развлечения: общепит, сувениры. И все, конечно, в одном стиле с музеем. Это должно было сделать «Тальцы» самостоятельной единицей, где будут останавливаться не по пути в Листвянку. Куда будут приезжать на весь день: посмотреть на музейные экспонаты, погулять с друзьями, поиграть с детьми, пообедать, посидеть на берегу водохранилища и спокойно поехать домой.

Но потом тема почему-то затихла. И лишь в конце 2022 года прошли торги по определению подрядчика для создания мастер-плана «Тальцов» — за нескромную сумму в 95 миллионов рублей. Тендер выиграла некая московская фирма «Б1-Консалт».

И вот в этом году правительство Приангарья заявило, что в «Тальцах» будут строить отели на 3,5 тысячи мест. Также в «Тальцах» решили разместить яхтенную марину — гавань для яхт и прочих судов, а также яхтенную школу. Предположительно, тут должны еще сделать набережную с общественными пространствами для проведения мероприятий, контактный зоопарк, экотропы и велодорожки. Грандиозные планы, что ни говори.

На эти цели нужна дополнительная земля: где-то надо строить дорожки, гостиницы, набережную, питательные места и контактный зоопарк. Предполагалось, что федеральные власти передадут для этого 330 гектаров земли. Иркутская область ждет передачи. При этом, конечно, обещается, что природа будет сохранена. Хочется верить, но верится с большим трудом, учитывая хотя бы обсуждение поправок в закон о Байкале…

Впрочем, в теории развитие территорий — это хорошо. И для кого-то «Тальцы» могут стать приоритетным местом отдыха. Конечно, большинство будут все равно ехать мимо, в Листвянку, несмотря на все ее недостатки — на Байкал. Кстати, и работа по проекту «Иркутск — “Тальцы” ведется на основании утвержденного Советом директоров АО “Корпорация Туризм.РФ” в сентябре 2021 года мастер-плана “Большой Байкал”, объединяющего возможности Иркутской области и Бурятии. Кстати, на все три туристско-рекреационные зоны (“Тальцы”, “Хужир — Малое Море” и “Байкальск — Выдрино”) госкорпорация “Туризм.РФ” планирует потратить миллиард до 2030 года. Ольхон, Байкальск и музей “Тальцы” должны стать опорными точками в Иркутской области. Грандиозные планы, напомним, уже давно вынашиваются насчет “опорной точки” Байкальска. Мастер-план уже написан и оплачен (и не один), но пока что ничего не сдвинулось со своего места. Даже отходы БЦБК все еще там, где их сложил комбинат. Да и Ольхон пока ничем новым не радует взыскательного туриста, да и невзыскательного удивляет лишь очередями на паром и странно протекающим дорожным строительством. Может быть, стоит заняться для начала какой-то одной “опорной точкой” и в качестве положительного примера довести ее до ума?