Назад, к телегам. Ценники на корм для железных коней шокируют волгоградцев

Эмоциональное возмущение фермеров и рядовых автомобилистов подтверждают данные Росстата.

Источник: Reuters

Пока правительство страны ввело бессрочный запрет на экспорт бензина и дизеля, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке топлива, цены на ГСМ на региональных заправках бьют очередные рекорды.

Можно ли надеяться на их падение или хотя бы заморозку, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье".

«Дальше — только убытки».

В эти дни ставшего уже давно привычным ажиотажа на волгоградских автозаправках не наблюдается. Но и ценники на «корм» для железных коней неприятно шокируют автолюбителей.

«На бензин 95-й марки, которым я заправляюсь, ценники на АЗС переписывают практически каждый день в сторону роста, — замечает автолюбитель Максим Должанский. — Если такой темп роста продолжится месяц-другой, впору будет на лошадь с телегой пересаживаться».

Тем временем представителей агробизнеса больше всего тревожит не столько доступность «горючки» на оптовом рынке, сколько всё более усугубляющийся диспаритет цен на ГСМ в сравнении с сельхозпродукцией.

— Цены на зерно по сравнению с солярой сейчас такие, что проще запахать его, чем отдавать за бесценок перекупщикам, — удручён глава одного из хозяйств Новоаннинского района Владимир Давыдов. — Если совсем недавно килограмм пшеницы стоил 15−17 ₽, а литр солярки — около 40, то сейчас ситуация просто зашкаливает: зерно упало до 8 ₽ за кг, солярка, наоборот, подскочила до 82 ₽ за литр. Такие пляски цен обесценивают наш труд с космической скоростью.

«Вчера поставщики дизельного топлива позвонили и объявили ценник в 75 рублей за литр, — отмечает фермер Михаил Сергеев. — С такими ценами на топливо и восемью рублями за килограмм зерна мы будем вынуждены останавливать сельхозработы. Дальше только убытки».

Эмоциональное возмущение фермеров и рядовых автомобилистов подтверждают и официальные данные Росстата. Согласно выводам органа статистики, только во второй декаде сентября 2023 г. средние цены на бензин увеличились до 55,42 ₽­ля — рост составил 28 копеек за литр. За период с 11 по 18 сентября 2023 года больше всего прибавило в цене высокооктановое топливо — плюс 1,1% за семи­дневку — и дизельное топливо — на 0,76%.

«Достигнут обычного значения».

Чтобы обуздать подобный рост, а также наметившийся в ряде регионов острый дефицит ГСМ на автозаправках, 20 сентября 2023 г. правительственным решением введено ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизтоплива. Отмечается, что временные ограничения помогут насытить рынок топлива, а это, в свою очередь, позволит снизить стоимость ГСМ для потребителей.

В правительстве также заявили, что в ближайшие дни регуляторы предпримут радикальные шаги по прекращению «серого экспорта» нефтепродуктов, при котором топливо покупается на внутреннем рынке и вывозится за рубеж нелегально.

«В свете подобных мер в ближайшей перспективе мы можем ожидать ощутимого падения оптовых цен, вплоть до 45−46 тыс. руб. за тонну бензина АИ-92. Вероятнее всего, цены достигнут своего обычного сезонного значения, но в дальнейшем снижения не будет», — полагает руководитель аналитического центра «Независимый топливный союз» Григорий Баженов.

Ряд экспертов топливного рынка менее оптимистичны и уже прогнозируют сознательное снижение предприятиями объёмов производства «горючки» — в попытке остаться в сложившемся выгодном ценовом коридоре.

Тем временем в УФАС по региону заявили, что проанализируют всю цепочку ценообразования и в случае выявленых нарушений в отношении нарушителей примут меры антимонопольного реагирования.

Особое мнение.

Профессор регионального филиала РЭУ им. Плеханова, д. э. н. Игорь Бельских:

— На мой взгляд, недавнее правительственное решению по резкому ограничению экспорта ГСМ приведёт, с одной стороны, к явной стабилизации внутреннего рынка, но с другой — к новым не вполне позитивным последствиям для курса рубля, поскольку валюты в страну от нефтяного экспорта поступит ещё меньше. Уверен, что в итоге государство всё-таки решит возникшую дилемму, перестроив текущую налоговую политику одновременно и в интересах отрасли, и потребителей. Правда, произойдёт это не одномоментно.