Научат выбирать? Кузбасские школьники чаще ищут ответ на вопрос: кем быть

Из-за нового подхода профориентации в школах каждую неделю учеников ждут занятия о профессиях.

До нынешнего учебного года к профориентации в школах относились по-разному: одни учителя считали её важной и организовывали экскурсии на предприятия, другие полагали, что нужнее подготовка к ЕГЭ, и занимали ею время этого урока. Сейчас введён единый подход, обязательный для всех школ страны.

С нового учебного года по четвергам для учеников с 6 по 11 класс проводятся еженедельные занятия по курсу «Россия — мои горизонты». На одном из таких уроков в кемеровском лицее № 62 побывал корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Знакомство в игре.

На первом вводном занятии ребятам рассказывают о том, какие отрасли есть в экономике нашей страны. В 8Б классный руководитель сначала показывает ролик «Россия в цифрах». Затем школьники изучают профессию экономиста и закрепляют её основные характеристики в игре «Финансист» (аналоге известной «Монополии»). «Этот урок поможет выбрать профессию в будущем», — уверена восьмиклассница Варвара Панкова.

Каждое занятие курса адаптировано под возраст учеников. Десятиклассникам уже не до игр, у них задание посложнее — заполнить карточку «Портрет профессионала». Каждому досталась своя профессия — хирурга, спасателя, иллюстратора или педагога. Оперируя терминами, ребята рассказывают о базовых навыках (hard skills) и личностных качествах и способностях (soft skills), помогающих успешно чувствовать себя в профессии.

«Раньше профориентационные практики касались преимущественно 9−11 классов. Мы организовывали экскурсии на угольные разрезы и промышленные предприятия, — рассказывает директор лицея Елена Шабанова. — Поскольку основные профили нашего лицея — естественно-научный и инженерно-технологический, у нас регулярно проводятся занятия в Кемеровской медакадемии или в медколледже, преподаватели из КемГУ читают лекции по профильным предметам, у инженерно-технологического класса занятия проводятся совместно с центром “Сириус. Кузбасс”. А благодаря профуроку у нас появилась возможность знакомить учеников с другими профессиями».

Правильная история?

Профориентационный минимум внедряет Минпросвет России. Он проходил апробацию в рамках проекта «Билет в будущее» с 2018 г. Такое настойчивое внимание со стороны государства к выбору школьников объясняется безрадостными результатами исследований: менее 15% детей осознанно подходят к выбору будущего, а за треть выпускников решение принимают родители. В итоге на рынке труда случился перекос: толпы вчерашних студентов работают продавцами, а за специалистами рабочих профессий производственники выстраиваются в очередь.

«Можно сказать, что никакой профориентации у нас не было. Учитель кидал в общий чат ссылку на “Билет в будущее”, призывая пройти тесты. Но, видно, мало кому это помогало, потому что к середине 11 класса половина учеников не определилась не только с вузом, но даже со специальностью», — вспоминает новокузнечанка Мария Иванова, которая заканчивала школу в 2021 г.

Большинство опрошенных нами родителей позитивно воспринимают нововведение. Беспокоит только то, что старшеклассники и без того перегружены: по 8−9 уроков проводят в школе.

А некоторые педагоги считают: начинать говорить о будущей профессии надо уже с младшими школьниками. Так делает, например, учитель начальных классов кемеровской школы № 99 Татьяна Маслобоева: «После уроков ходили с первоклашками на почту, в пожарную часть, в парикмахерскую, в ветеринарную клинику. К нам в класс приходили художник-оформитель, кинолог, грумер, барабанщик, пекарь-кондитер. В большинстве случаев это были родители учеников, они рассказывали о своём занятии интересно и доступно».

Для 6−11 классов есть три уровня профминимума: базовый, основной и продвинутый (соответственно по 40−60−80 часов в течение учебного года). Как рассказала министр образования Кузбасса Софья Балакирева, основной уровень профориентации введён в 544 школах региона и продвинутый — в пятидесяти. По её словам, «продвинутые» ребята ходят на площадки мастерских ссузов и там получают дополнительную профессию. Министр сравнила эту практику с советским опытом. «Были учебно-производственные комбинаты, к их возрождению мы идём. Тогда я, как и многие одноклассники, за 9−10 классы получила профессию, которая дала возможность заработать первые деньги. Мне кажется, это хорошая правильная история».

В едином ключе.

Заместитель директора по воспитательной работе новокузнецкой школы № 112, педагог-навигатор проекта «Билет в будущее» Анна Чумова:

Программа по профориентации для учеников 6−11 классов систематизировала весь тот материал, который мы раньше использовали разрозненно и собирали по крупицам. Теперь все ученики, где бы они ни учились, будут обучаться в едином ключе. И это, я считаю, здорово. Материал на платформе «Билет в будущее» очень разнообразный: и видеоуроки, и тесты, и лекции. Безусловно, в каждый урок можно добавлять свою информацию. Например, учитывать региональные особенности и приводить подходящие примеры. А чтобы такие уроки были нескучными, учителю нужно вовлекать в диалог своих учеников, привлекать родителей, приводить больше реальных живых примеров. Если ребёнок быстро определился с выбором профессии, я рекомендовала бы продолжать приходить на профориентационные уроки — не только расширять свой кругозор, но и развивать различные навыки, компетенции. Они обязательно пригодятся в будущем.

Судьбоносная экскурсия.

Студент Осинниковского политехнического техникума Александр Кащеев:

Три года назад я стоял перед выбором профессии. Родители говорили: «Работа должна приносить не только доход, но и удовольствие». Я подумывал о профессии электромонтёра-высотника: настоящее мужское дело — работать на высоте. Для меня главную роль в выборе сыграл проект «Билет в будущее»: в 9 классе мы ходили на профессиональные пробы в техникум, и на меня произвела впечатление экскурсия в сварочный цех. Запомнились слова мастера: «В этом цехе работают портные, повара и ювелиры: сварщик режет металл, как портной ткань, затем варит его, как повар, а чтобы из этого холодного и тяжёлого материала получить красивую вещь, необходимо быть ещё ювелиром!».

После знакомства со сваркой у меня не осталось ни капли сомнения, кем я буду. Учусь на последнем курсе на техника сварочного производства. Уверен, моя профессия даст мне возможность проявить себя на любом предприятии. Уже получил два предложения о работе — на завод и в частную мастерскую.

Поможет человек, а не компьютер.

Надежда Тальникова, медицинский психолог женской консультации № 1 НГКБ № 29:

Тема самоопределения — одна из самых непростых, т. к. связана с познанием собственной личности, а этот процесс может быть долгим и сложным. Ведь не зря в вузах сначала преподают общие предметы, и только позже происходит специализация. У человека созревание лобных долей мозга, отвечающих за волю, завершается к 21 году. Следовательно, только к этому возрасту можно надеяться на осознанный, волевой выбор.

Я проводила опрос на тему, стал ли человек тем, кем на самом деле хотел. И, увы, очень небольшой процент ответивших положительно. Те, кто не выбрал профессию мечты, отвечали, что им помешали родители либо иные обстоятельства. Показательна история одной женщины: в детстве, когда сверстники во дворе убегали от упавшего голубя, она тоже бежала, но чтобы найти палочку-инструмент и понять, как птица летает. Девочка мечтала стать патологоанатомом, однако мама была против, чтобы она уезжала в другой город учиться. Считаю, в лице таких людей мы потеряли от бога данных профессионалов. Нередко родители сами ставят детям препоны, сдерживают их в стремлениях. Надо не смеяться, не шокироваться, а поддерживать и создавать условия.

Зачастую в школах подобные уроки по профориентации строятся на основании тестов. Когда-то я сама проходила такое тестирование по почте, ждала результат, с волнением открывала, но ответ был довольно общим: профессия, помогающая людям (медик, учитель, психолог и т. п.). Убеждена, что с детьми должны работать профессиональные психологи, занимающиеся профориентацией, а не электронная система.