Вернуть домоводство в школу: в Крыму оценили инициативу

СИМФЕРОПОЛЬ, 20 окт — РИА Новости Крым. В России предложили ввести курс домоводства в систему школьного образования.

Автор идеи — председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров утверждает, что дети должны получать реальные навыки уборки жилых помещений, уметь ухаживать за домашними питомцами и комнатными растениями, выполнять мелкий бытовой ремонт и уметь оплачивать счета.

Предмет из советской школы

По мнению депутата Госсовета, члена постоянной комиссии по образованию, науке и молодежной политике Ларисы Георгиади, возвращать домоводство в школы нет особого смысла, поскольку уже есть предмет «Технологии», и он более вариативен. Кроме того, далеко не у всех школ есть возможность укомплектовывать классы специальным оборудованием — швейными машинами, токарными или слесарными станками.

«Считаю, что вводить отдельно предмет “Домоводство”, который почти то же самое, что и “Технологии”, нет необходимости», — говорит Георгиади в комментарии РИА Новости Крым.

По ее словам, домоводство как предмет, наоборот, ограничит выбор того, чем ученики хотели бы заниматься, тогда как «Технологии» — предмет более расширенный.

«Все, кто прошел советскую школу, о предмете домоводство вспоминают только хорошее. Потому что это была смена видов деятельности: нас учили шить, мы что-то пекли, готовили. Учились обслуживать самого себя, семью, вести дом. Но сегодня в школьной программе есть предмет “Технологии”, который включает в себя различные блоки. Это и швейное дело, и этикет, и блок, связанный с компьютерными технологиями, без которых современный человек уже не может обойтись», — отмечает Георгиади.

Если в школе работает технолог, он может вести швейное дело в рамках урока «Технологии», также практически во всех школах есть столовые, где дети могут готовить под руководством технологов по питанию. Если в школе есть медсестра, то в рамках предмета она обучает детей медицинским навыкам, все «согласно тем запросам, которые исходят от детей, что им интересно», объяснят Георгиади.

Что же касается токарных и фрезерных станков, то доукомплектовать ими школы нет возможности.

«Конечно, если у государства будут средства, никто не откажется, чтобы для каждой школы был приобретен какой-то комплект необходимого — несколько швейных машин, комплект посуды, но комплектовать класс из 25 человек 25 швейными машинками и открывать пошивочный цех, считаю, нет необходимости. Этим занимаются уже специализированные учреждения, ориентированные на ту или иную профессию», — объясняет Георгиади.

По ее словам, первое и самое главное в воспитании ребенка идет из семьи. Родители обязаны обучить чадо навыкам самообслуживания и ведения дома. А задача школы — профилизация: показать ученику, что можно быть кондитером, парикмахером, швеей или дизайнером.

«В начальной школе на уроках детей учат делать разные поделки: из бумаги, пластилина, природного материала. В средней и старшей школе уроки уже посерьезнее. Девочек учат шить, вязать, готовить. Мальчиков — работать с инструментами, изготавливать из дерева несложные предметы. Возможно, изделия из металла, чеканки», — сообщили РИА Новости Крым в пресс-службе регионального министерства образования.

В то же время, изучая домоводство, учащиеся смогли бы научиться вести домашнее хозяйство, «воспитывать в себе потребность устраивать быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами», — отметили в ведомстве.

Без труда никуда

По мнению кандидата психологических наук, заведующей кафедры гуманитарных и практических дисциплин Таврической духовной семинарии Таисии Даниловой, детям для гармоничного развития необходимы не только интеллектуальные знания, но также спорт и труд.

«Труд и спорт помогают детям справиться с душевными переживаниями, которые, в том числе, могут быть связаны с непринятием в коллективе. И если спорт нередко присутствует в жизни детей, то труда практически нет. Наблюдаем разрыв между развитием интеллектуальной сферы и их элементарными бытовыми навыками: они не могут помыть за собой тарелку или приготовить что-нибудь, социально они не готовы ко взрослой жизни», — говорит Данилова.

По мнению психолога, такой человек, закончив школу, развит интеллектуально, но совершенно не адаптивен к тому, чтобы вступать в семейные отношения, не готов воспитывать детей, жертвовать чем-то и заботиться о ком-то, потому что его этому не учили. Не могут вести хозяйство и организовать быт, из-за чего в семейной жизни могут возникать претензии и ссоры.

Кроме того, на уроках домоводства, когда дети что-то мастерят или готовят вместе, они общаются, и это очень полезно. Это то, чего не хватает современным детям, говорит психолог.

«Современные дети в школе вообще не общаются, они только учатся и осваивают знания, умения, навыки. А нужно занять детям руки, чтобы они не тянулись к телефонам, сигаретам, наркотикам, алкоголю. Не может человек жить без труда. Труд позволяет развивать в ребенке его самые лучшие качества, имя которым — ответственность и забота», — заключат Данилова.

Ранее председатель Государственной Думы Федерального собрания РФ Вячеслав Володин заявил, что инициатива депутатов разрешить отбывшим срок заключения за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления работать учителями, воспитателями и тренерами приведет к ошибкам, которые потом могут «больно ударить по детям».